Главная » Статьи » Статьи » Экономическая география

Особенности экономического пространства Мексики.
Введение. Геополитическое положение Мексики
 
Мексиканские Соединенные Штаты занимают уникальное геополитическое положение, во многом предопределяющее роль страны в мировой экономике. Общие сухопутные границы с Соединенными Штатами (на севере), Гватемалой и Белизом (на юге), а также выход к Атлантическому и Тихому океанам, обеспечивают Мексике возможности для занятия стратегических позиций в международной торговле в качестве связующего звена между Северной и Южной Америкой, Европой и Азией.
Будучи 14 по величине государством мира (площадь — 1,96 млн.кв.км.), Мексика одновременно располагает значительными трудовыми ресурсами: из 105 млн. чел., проживающих в стране, 62,3% относятся к трудоспособному населению. Согласно данным национального Банка внешней торговли, Мексика входит в первую десятку стран мира по величине своего ВНП, занимает восьмое место в мире по внешнеторговому обороту и является лидером среди стран Латинской Америки по объемам национального экспорта.
По оценке Всемирной торговой организации, Мексика занимает 13 место по объему экспорта и 14 место по объему импорта товаров, а также 30 место по экспорту и 27 место по импорту коммерческих услуг. При этом доля Мексики в мировом экспорте и импорте составляет 2,2% и 2,3% соответственно. Среди развивающихся стран Мексика занимает второе место по объемам привлеченных в экономику прямых иностранных инвестиций (ПИИ)

Плотность населения

Мексика — среднезаселенная страна (плотность населения — 47 человек на 1 км2). Рисунок размещения населения во многом сохранился с доколониальных времен: значительная часть его живет в межгорных бассейнах центральной части, там, где несколько тысячелетий назад возник один из древнейших очагов мирового земледелия. По характеру размещения населения Мексика — горная страна, и в этом одна из ее отличительных особенностей: почти 2/3 жителей сосредоточено на Мексиканском нагорье на высоте более 1000 м. При этом особо выделяется бассейн Мехико со столичной агломерацией: здесь на площади менее 7% территории страны живет 2/5 ее жителей, а плотность населения достигает 300 человек на 1 км кв . Согласно статистике, примерно 40% населения Мексики проживает в пяти штатах: 14 млн. в Мехико, 8,7 млн. в Федеральном округе, 7,1 млн. в Веракрусе, 6,6 млн. в Халиско и 5,4 млн. в штате Пуэбла. Меньше всего мексиканцев живет в штате Южная Нижняя Калифорния — всего 512 тыс. человек .
Экономически активное население составляет 52%, 24% занято в сельском хозяйстве, более половины — в сфере услуг, около 1/4 — в промышленности и строительстве. Безработица является одной из постоянных проблем мексиканской жизни. По социально-экономическим показателям жизни населения Мексика стоит впереди Бразилии, но отстает от Аргентины, Уругвая, Венесуэлы: в стране 8% жителей неграмотны.

Система расселения

Мексика — страна с давними традициями городской жизни; многие современные города возникли на месте индейских поселений. Характерной чертой урбанизации является гипертрофированное развитие немногих крупнейших городов; наиболее крупные — Мехико, Гвадалахара, Монтеррей, Пуэбла. Мехико с его 18-миллионным населением резко доминирует не только в стране, но и в мире, приближаясь по числу жителей к Токио. Особый тип представляют пограничные города-«близнецы» на севере страны; таковых насчитывается уже более 15 пар; они более тесно связаны с городами США, чем с другими районами Мексики.
Сельские поселения размещаются, как правило, компактно, в виде сгустков, отделенных друг от друга обширными редконаселенными пространствами; это объясняется горным характером рельефа, трудностями водоснабжения во многих районах .
В 1994 году Мексику приняли в клуб богатых стран (OECD). Тем не менее, резкость социальных контрастов здесь очевидна и чудовищна. По количеству богатых семейств мексиканцы стоят на четвертом месте (после США, Германии, Японии), но при этом 60% населения проживает в бедности, а 27% ниже черты бедности. Контрастность населения особенно ярко прослеживается в городах-мегаполисах, являющихся экономическими центрами, сосредоточением экономических предприятий, денежных потоков, а значит, и трудоспособного населения . Уровень безработицы – 3.2%Доля населения за чертой бедности 40 %.

Транспорт

По статистике в Мексике 59% всех грузов перевозится автотранспортом, 31% грузов – морским транспортом и 10% – железнодорожным. По заключению Всемирного экономического форума по состоянию шоссейных дорог Мексика в 2003г. занимала 39 место среди 49 промышленно развитых стран.
Общая протяженность автодорожной сети в Мексике в 2003г. составляла 348,5 тыс.км. и увеличивалась за прошедшие 5 лет в среднем на 1% в год. Из всех дорог 44% относятся к классу «с покрытием», 34% – являются «шоссейными», из них 91% – имеют двухрядное движение и 9% – 4 и более рядное движение, и 22% – являются проселочными дорогами и имеют класс «без покрытия». Протяженность участков автомагистралей с платным проездом составляет 7 тыс.км.
За последние три года объемы государственных автотранспортных перевозок достигли 1236 млн.т. груза и 8233 млн. пассажиров и возросли на 4,5% и 0,7%.
Железнодорожная сеть Мексики практически не увеличивается. В последние 10 лет ее протяженность составляет 26510 км., из них 77,7% являются главными ж/д. путями, 16,6% – подъездными путями и 5,8% – путями специального назначения. Протяженность узкоколейных путей в стране составляет всего 145 км.
Все железнодорожные перевозки сконцентрированы в руках 3 крупнейших территориальных управлений: Ferrocarril del Noreste (TFM), Ferrocarril Pacifico-Norte (Ferromex) и Ferrocarril del Sureste (Ferrosur). Северо-восточная дорога Нафта (TFM) – самый короткий путь из Мексики в США, по которому через города Монтеррей и Нуэво Ларедо идет основная часть внешнеторгового грузооборота страны. Ее протяженность – 4,283 тыс.км., Ferromex – 7,164 тыс.км. и Ferrosur – 1,479 тыс.км.
За 2001-03гг. ж/д. транспортом в стране было перевезено 238,3 млн.т. грузов на 153,859 млрд. тонно-километров. В 2003г. объем перевезенных грузов составил 81,6 млн.т., что на 1,5% выше показателя предыдущего года. В 2003г. правительство приступило к реализации программы по объединению имеющихся ж/д. путей в кольцо, соединяющее 8 крупнейших городов в центральной части Мексики.
Мексика занимает одно из ведущих мест по развитию воздушного транспорта не только в Латинской, но и в Северной Америке. В Мексике насчитывается 84 аэропорта, из них 55 – международных и 29 – национального значения. Имеются 1200 аэродромов различного назначения (включая военные и коммерческие), а также 258 вертолетных площадок. Страна располагает одним из самых больших самолетных парков среди стран региона. В национальном регистре числится 6,2 тыс. летательных аппаратов разного типа. Авиаперевозки состоят: из грузовых – на 30% и пассажирских – на 70%. Внутри страны услугами авиации пользуются не более 2,5% населения, оставшаяся часть перевезенных пассажиров приходится на международные перевозки.
В 2003г. мексиканскими авиакомпаниями было перевезено 33,8 млн. пассажиров и 407 тыс. т. грузов, что соответственно на 1,8% и 4,6% больше показателей пред. г. К числу международных относились 314 тыс.т. груза и 17,9 млн. пассажиров.
Суммарные объемы государственных и частных инвестиций, направленных на обновление аэропортового хозяйства страны в 2001-03гг. составили 4,002 млрд. песо. В 2003г. правительство приступило к расширению международного аэропорта г. Мехико, чтобы довести его пропускную способность до максимума. В 2003г. на эту модернизацию было затрачено 974,3 млн. песо. В этот период были начаты работы по расширению аэропортов в близлежащих от Мехико городах (Пуэбла, Толука, Керетаро и Куернавака), чтобы с их помощью разгрузить центральный аэропорт от транзита в направлении Гуадалахары, Монтеррея и Канкуна, а также начато строительство нового аэропорта в г. Керетаро. Начата реализация Программы поддержки регулярных авиаперевозок, которая должна защитить национальные авиакомпании от роста тарифов. Вступили в действие меры, способствующие большему использованию частной авиации и оказанию поддержки в развитии международного туризма. К концу 2003г. Мексика заключила двусторонние соглашения об авиаперевозках с Германией, Южной Кореей, Коста-Рикой, Испанией, Францией, Англией, Италией, Панамой и Перу, которые позволили расширить работу мексиканских авиакомпаний на международных линиях.
Большое развитие получил в последние годы трубопроводный транспорт. По протяженности трубопроводов (более 30 тыс. км) Мексика занимает первое место в Латинской Америке. Страна покрыта сетью нефте- и газопроводов, которые соединяют места добычи с центрами потребления нефти и газа. Один из важнейших — газопровод Рейноса—Монтеррей—Чиуауа, продуктопровод Тампико—Монтеррей.

Географическое положение

Мексики благотворно влияет и на морской транспорт. По обороту морских перевозок Мексика является одной из ведущих стран мира, при относительно скромных масштабах собственного флота. Фрахт иностранных грузовых судов обходится стране до 5 млрд. долл. ежегодно. Страна занимает 44 место из 59 стран мира по общему тоннажу плавающего под ее флагом Морфлота – 1,9 млн.т. водоизмещения.
Внешнеторговые операции и международные пассажирские перевозки Мексика осуществляет через 97 действующих морских линий, которые связывают ее с 353 портами в 110 странах. Расположенная между двумя океанами, Мексика имеет 107 морских портов, из которых 76 являются коммерческими и туристическими, частный капитал в которых обеспечивает до 70% всех операций.
Суммарные объемы государственных и частных инвестиций, направленных в 2001-03гг. на обновление мексиканских морских портов, составили 13,217 млрд. песо.
География Мексики позволяет сделать её своего рода «перевалочным пунктом» между континентами, экономическими регионами. Относительно новым видом транспортного обслуживания, находящимся в Мексике в стадии развития, являются мультитранспортные (земля-море) перевозки, действующие по технологии РО-РО (не вкурил, лучше дать объяснение, чтоб не приходилось применять методы интуитивного перевода – INK_495). Для их осуществления в стране было построено пять новых многомодульных терминалов и утверждено создание еще трех, в строительство которых планируется привлечь частные инвестиции. Предприняты попытки создания Системы безопасных мультитранспортных транстихоокеанских перевозок, которая будет представлять собой транспортный коридор Азия-Мексика, проходящий через мексиканские порты Manzanillo и Lazaro Cardenas и далее по железной дороге через мексиканскую территорию в США .

Положение страны относительно ресурсных баз

Мексика является самодостаточной страной по обеспеченности полезными ископаемыми. Мексика располагает многочисленными запасами рудных ископаемых, приуроченных к величайшему на земном шаре Тихоокеанскому рудному поясу. Она прочно удерживает первое место в мире по добыче серебра (17% мировой добычи), обилие которого в свое время так поразило и привлекло испанских конкистадоров; главное месторождение — Фреснильо (штат Сакатекас — 40% добычи в Мексике и 5% мировой добычи). Мексика входит в число ведущих мировых производителей полиметаллических, медных руд, ртути. Самые богатые месторождения свинцово-цинковых и медных руд находятся на севере страны; Мексика — один из ведущих в мире экспортеров цинка и свинца. Достоверные и вероятные запасы железной руды с содержанием железа выше 60% составляют 350 млн. т. Но самым крупным природным богатством Мексики являются нефть и природный газ. С открытием в 70-е годы XX в. Крупнейших нефтяных месторождений в штатах Чиапас и Табаско, на шельфе в районе залива Кампече (месторождение Кантарель) Мексика заняла одно из ведущих мест в мире по запасам и добыче нефти. Достоверные запасы ее оцениваются в 2,3 млрд. т. (2003); Мексика уступает в Латинской Америке лишь Венесуэле (11 млрд. т). Разведано несколько значительных месторождений урана (штаты Чиуауа, Нуэво-Леон, Дуранго) .

Экономические показатели

Рост ВВП составил в 2006 году 4,5 %
ВВП на душу населения - $10.600
Для структуры мексиканской промышленности характерна сравнительно высокая доля добывающих отраслей. Свыше 70% стоимости промышленной продукции приходится на тяжелую промышленность; ее основные отрасли — машиностроение, металлургия, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая. В этих отраслях преобладают крупные, оснащенные современным техническим оборудованием предприятия. Большая часть их принадлежит иностранному капиталу (главным образом США, Японии, Германии), который «поглотил» почти все приватизированные предприятия.
Но в Мексике существуют мелкие и средние предприятия, принадлежащие в основном национальному капиталу, и это одна из особенностей мексиканской промышленности, обусловленная демографическим фактором: они дают немало рабочих мест и помогают решать проблему занятости, поэтому всегда пользовались поддержкой государства. Кроме того, проблема мелкой промышленности тесно связана с необходимостью децентрализации производства.
В мексиканской промышленности всегда были сильны позиции госсектора, но в связи с новыми реформами большинство предприятий передано в частные руки.
Специфическим явлением в мексиканской промышленности стали так называемые «макиладорас» — предприятия для экспортной переработки полуфабрикатов из США на севере страны. Они основаны на американском капитале и мексиканской дешевой рабочей силе: США осуществляются капиталоемкие сложные операции, в Мексике — трудоемкие. Это главным образом предприятия по производству узлов автомобилей, электронной, электробытовой техники, а также обувной, швейной, мебельной промышленности. Почти 90% их продукции поступает на рынок США. Мексика является крупнейшим партнером США по сборочным операциям, что обусловлено прежде всего ее географическим положением. За последние годы в связи со вступлением Мексики в НАФТА подобные предприятия разных стран распространились по всей стране, а их число резко увеличилось.
Наибольшие объемы национальной составляющей (добавленной стоимости) Мексика получила от производства материалов и принадлежностей электротехнических и электронных (25,6%), строительства, сборки транспортных средств и производства их комплектующих (21,8%), пошива одежды и производства текстиля (12,9%), сборки машин, оборудования и аппаратов электротехнических и электронных (11,1%), сборки мебели и производства аксессуаров к ней (6,6%), оказания услуг (3,2%), изготовления инструментов (2,2%), изготовления химических продуктов (2%), производства пищевых товаров (1,3%), производства игрушек и спорттоваров (0,6%), производства обуви и изделий из кожи (0,5%). Благодаря росту НС, на 3,2% возросла и полная сумма выплаченной сектором зарплаты, которая в 2003г. составила 7,605 млрд. песо.

Экономическое пространство

Мексики на микроуровне достаточно разреженное, контрастное, что обусловлено как географией региона (горы), так и историческим заселением территории. Также к причинам подобного состояния экономического пространства можно отнести и неравномерность распределения производственной базы, что, в свою очередь также вызвано историческим развёртыванием и развитием промышленных зон. Предприятия вторичного сектора экономики расположены в основном в городах. В Мексике, в отличие от большинства других стран Латинской Америки, промышленность сосредоточена в центре страны. Поэтому государственная политика децентрализации была всегда направлена на перемещение ее в прибрежные районы («сдвиг к морю»). Эта тенденция активно развивается в последние годы: растут «нефтяные» центры на побережье Мексиканского залива, а также увеличивается роль Тихоокеанского региона в связи с расширением экономических связей Мексики с Японией и другими странами Тихоокеанского бассейна. Новым явлением стало создание индустриальных парков.
Внешние экономические связи Мексики во многом определяются географической близостью к США, которые являются ее главным торговым партнером. На США приходится свыше 80% (в 1970 г. — 70%) объема мексиканского экспорта. Интересен опыт «макиладорас»: совместное предприятия двух стран по повышению себестоимости товаров американского происхождения. Получается своего рода разделение труда на региональном уровне, Мексика вовлекается в производственные отношения в своём регионе, сотрудничая с экономически стабильным и мощным партнёром. Предприятия выгодны в первую очередь Америке, но с другой стороны, ставят её в зависимое положение от Мексики. Эти предприятия решают проблему безработицы и отчасти затормаживают процессы нелегальной миграции.
На макроуровне следует отметить благоприятное геополитическое положение Мексики, которая является связующим звеном межу не просто географическими, но экономическими регионами (Англо-саксонская Америка-Латинская Америка-Центральная Америка-Азия-Европа). Это влияет на развитие транспортного сектора (морской транспорт, авиаперевозки).
Благоприятная демографическая ситуация в стране (40 млн. работоспособного населения) и безработица способствуют оттоку населения. Следует отметить, что нарастающим источником ПИИ в Латинской Америке становятся денежные переводы от родственников, выехавших на работу в другие страны. По данным Межамериканского банка развития ежегодный перевод денег в страны Латинской Америки и Карибского бассейна превышает 30 млрд. долл. Треть этой суммы приходится на долю Мексики, в т. ч. 78% денег поступает в Мексику из США, оставшаяся часть – из Японии, Испании и Канады. Как отмечается в докладе банка, по своему объему получаемые таким способом Латинской Америкой средства уже сопоставимы с помощью оказываемой иностранными государствами странам этого региона.
В 2003г. сумма денежные переводы, поступивших в страну от мексиканцев, выехавших на работу за границу, составила 13,266 млрд. долл., что эквивалентно 79% доходов полученных Мексикой от экспорта нефти.
Мексика начинает инвестировать свои капиталы в экономику другой страны, в достаточно скромных объемах, когда надеется получить от этой страны ответный поток инвестиций в значительно больших размерах. Основными реципиентами мексиканских инвестиций являются страны американского континента и Карибского бассейна, ряд стран Европы (Испания, Австрия, Англия, Португалия, Германия, Франция, Голландия) и в незначительной степени Азии (Таиланд, Китай, Индия).
Политика Мексики в отношении иностранного капитала является частью общей стратегии, направленной на достижение скорейшей интеграции страны в мировое экономическое пространство. Правительством Мексики ставится задача создания благоприятного инвестиционного климата в стране. Ежегодно Мексикой заключаются соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций. К концу 2003г. такие соглашения действовали с Германией, Аргентиной, Австрией, Республикой Корея, Кубой, Данией, Испанией, Финляндией, Францией, Грецией, Италией, Голландией, Португалией, Швейцарией, Швецией, союзом Бельгия-Люксембург, Уругваем, Республикой Чехией и находились в стадии обсуждения с Австралией и Исландией. По мнению иностранных инвесторов, Мексика продолжает оставаться страной с наиболее благоприятным инвестиционным климатом в латиноамериканском регионе
Мексика входит в десятку мировых стран — экспортеров электротехники (наряду с ФРГ, Японией, США). С 70-х годов Мексика была одним из крупнейших мировых экспортеров нефти, которую она вывозит более чем в 20 стран. Но на рубеже 80—90-х годов зависимость Мексики от экспорта нефти уменьшилась (с 66% в 1980 г. до 10% стоимости в 1997 г.). Мексика принадлежит к числу крупных мировых экспортеров свинца, цинка, меди, марганца, серебра, многих химических продуктов и некоторых сельскохозяйственных товаров: кофе, тропических фруктов, хлопка. В импорте преобладают промышленное оборудование и продовольствие. Тесные связи и определенная зависимость от США обусловили присоединение Мексики к Североамериканской ассоциации свободной торговли.
Вторым по значению торговым партнером Мексики являются страны ЕС (6% объема торговли). Новое направление во внешнеэкономических связях — усиление роли Тихоокеанского бассейна, особенно Японии; выросла доля и других стран — членов АТЭС (Кореи, Малайзии, Сингапура). Мексика с 1989 г. является постоянным членом Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества. Развиваются торговые связи между Мексикой и Россией (в 1997 г. подписано соглашение о сотрудничестве в области науки, культуры, образования).
Как неотъемлемая часть Латинской Америки Мексика имеет тесные и разнообразные связи со многими странами континента, особенно с Бразилией, Чили, Венесуэлой, Колумбией, странами Центральной Америки. Со многими из них осуществляется беспошлинная торговля. Большую роль в Мексике приобрел туризм; в 1996 г. сюда прибыло 22 млн. туристов и по их числу она заняла седьмое место в мире.

Макроэкономическое положение страны и перспективы

Страна является участницей практически всех крупнейших мировых и региональных финансово-экономических и торговых организаций, в числе которых ВТО, МВФ, Всемирный банк, Межамериканский банк развития, ЮНКТАД (конференция ООН по торговле и развитию), ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития), АТЭС.
Одним из действенных инструментов расширения своего участия в системе мировых экономических отношений Мексика рассматривает механизм заключения соглашений о свободной торговле (ССТ) с различными государствами мира или группами государств. Страна является бесспорным лидером по количеству таких соглашений: на конец 2004г. Мексика подписала 11 ССТ с 42 государствами. В 2004г. вступило в силу ССТ с Уругваем, подписано ССТ с Японией (вступит в силу в апр. 2005г.). Мексика придает большое значение расширению масштабов действия ССТ с Европейским Союзом в связи с приемом в его состав новых членов. Соответственно, беспрепятственный доступ мексиканских товаров открыт теперь еще для десяти европейских стран — Кипра, Словении, Венгрии, Литвы, Латвии, Эстонии, Мальты, Польши, Чехии, Словакии.
По данным Банка внешней торговли Мексики, заключение ССТ привело к существенному росту товарооборота с целым рядом государств, в т. ч. с США (на 184%), Чили (703%), Коста-Рикой (626%), Колумбией (115%), Никарагуа (102%), Венесуэлой (85%), Израилем (73%), Боливией (65%), Евросоюзом (41%), Канадой (15%). Безусловно, наиболее важными для Мексики являются существующие договоренности с США и Канадой в рамках НАФТА, а также со странами Европейского Союза. Эти две группы государств занимают, соответственно, первое и второе место как среди торговых, так и инвестиционных партнеров страны.
Торгово-экономическое сотрудничество со странами НАФТА обеспечивает 78% оборота страны и 70% объема ПИИ. По оценке мексиканских экспертов, наибольшую выгоду от участия в этом соглашении получили национальная автомобильная промышленность, промышленность по производству электрических и электронных товаров, текстильная и швейная промышленность, а также агропромышленное производство.
Мексика является вторым после Канады важнейшим экономическим партнером Соединенных Штатов по величине общего объема товарооборота. По экспорту своих товаров в США в 2003г. Мексику впервые обошел Китай. Хотя в 2004г. мексиканский экспорт в Соединенные Штаты увеличился на 12,9% (с 138,1 до 155,8 млрд. долл.), за этот же период Китай обеспечил рост экспортных поставок в США на 29% и еще более упрочил свое положение на американском рынке (доля Мексики в американском импорте - 10,6%, доля Китая — 13,4%).
Согласно данным Всемирного экономического форума в Давосе, по «индексу перспективной конкурентоспособности» в 2004г. (возможности экономического роста в стране в течение ближайших 5-8 лет), Мексика находится на 48 месте в мире, а по «индексу деловой конкурентоспособности» (текущая ситуация в деловой среде страны) — на 55 месте. Таким образом, Мексика по-прежнему остается одним из региональных лидеров в системе мировых экономических отношений.

Используемая литература:
 
В.В. Вольский «Социально-экономическая география зарубежного мира»<span style="font-size: 12pt; font-family:
Категория: Экономическая география | Добавил: INK_495 (19.09.2007) | Автор: Буздалина Юлия
Просмотров: 9870 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]