Главная » Статьи » Статьи » Экономическая география

Бразилия: препятствия на пути эффективного усложнения экономики
Бразилия – крупнейшая страна Латинской Америки общей площадью 8547, 4 тыс. кв. км. Она является ключевым государством в регионе.

История

Бразилия была открыта в 1500 году португальским мореплавателем Педру Алварешем Кабралом. В 1533 году началась португальская колонизация Бразилии, берег которой был разделён на 15 капитанств. В 1549 году португальские владения в Бразилии были напрямую подчинены королю Португалии. Наместником португальского короля стал генерал-капитан, резиденция которого находилась в Салвадоре. В 1574 году был принят указ, запрещающий превращение местных индейцев в рабов. Это привело к массовому завозу негров-рабов из Африки. В 1640 году был назначен первый вице-король Бразилии маркиз де Монталван. 1763 — Столицей Бразилии становится Рио-де-Жанейро. Португальский король Жуан VI бежал в Бразилию от Наполеона. После возвращения отца в Португалию в 1821 году его сын Педро оставался в Бразилии регентом, а 7 сентября 1822 года провозгласил независимость от метрополии и объявил себя императором Бразильской империи под именем Педру I. Ему наследовал сын, Педру II, который правил до 1889 года, когда была провозглашена республика. За год до этого, в 1888 году, в Бразилии было отменено рабство. В поздних годах XIX века и начале XX Бразилия привлекла более чем 5 миллионов европейских и японских иммигрантов. В 1930—1934 и в 1937—1945 годах диктатуры Варгаса. В 1964 году в стране был совершён военный переворот, в результате которого к власти пришёл маршал Кастело Бранко. Это был третий диктаторский режим за всю историю Бразилии. Он просуществовал до 1985 года. В 1999 году страну охватил финансовый кризис.

Политическое устройство: федеративная республика, образуемая союзом 26 автономных штатов и федеральным округом. Законодательная власть принадлежит двухпалатному Национальному конгрессу (Congresso Nacional). Состоит из Федерального сената (81 место: 3 члена от каждого штата и округа) и Палаты депутатов (513 мест), которые избираются на 4-летний срок. Также выбираются президент и вице-президент. Действующий президент - Луиш Инасиу да Силва.

Население

Общая численность населения – 182 млн. чел (2004 г.) Возрастная структура: до 14 лет – 26,1% (муж. – 24789495, жен. – 23842715); от 15 до 64 лет – 67,9% (муж. – 62 669 392, жен. – 63719631); старше 65 лет: 6% (муж. – 4 549 552, жен. – 6542009) (2005). Средний возраст для населения в целом – 27,81г.; мужчин – 27,06г.; женщин – 28,57г. (2005). Прирост населения – 1,06% (2005); рождаемость – 16,83 на 1 тыс.чел. (2005 оц.); смертность – 6,15 на 1 тыс.чел. (2005); миграция – 0,03 на 1 тыс.чел. (2005). Возрастная структура населения
• 0—14 лет — 26,1 %
• 15—64 лет — 67,9 %
• старше 65 лет — 6 %
Общая детская смертность – 29,61 на 1 тыс. новорожденных; девочек – 25,66 на 1 тыс. новорожденных; мальчиков – 33,37 на 1 тыс. новорожденных (2005 оц.). Ожидаемая продолжительность жизни для населения в целом: 71,69г.; мужчин – 67,74г.; женщин – 75,85г. (2005). Общий уровень рождаемости – 1,93 ребенка /жен. Согласно прогнозу в 2015 г. численность населения превысит 201 млн. чел.

В стране проживают белые (включая португальцев, немцев, итальянцев, испанцев, поляков) – 55%, потомки белых и чернокожих – 38%, черные – 6%, другие (в т.ч. японцы, арабы, индейцы) – 1%. Верующие. Католики (номинально) – 80%, другие – 20%. Языки португальский (официальный), испанский, английский, французский. Грамотность (лица 15 лет и старше, умеющие читать и писать) – для населения в целом – 86,4%; мужчин – 86,1%; женщин – 86,6% (2003). Система образования включает дошкольный, восьмилетний, средний и высший уровень обучения. В 2002 г. в высшей школе обучалось более 2,1 млн чел. Крупнейшими университетами являются университет Сан-Паулу и Федеральный университет Рио-де-Жанейро. В 2002 г. ИЧР равнялся 0,775, что ненамного превышает среднемировой. Число пользователей Интернет составляет 50-99 на 100 чел, в общем числе пользователей Интернета этот показатель не превышает 10%.

Экономическая политика

До второй мировой войны Бразилия развивалась как сырьевой придаток развитых стран. В 30-ые гг. начали происходить структурные сдвиги в ее экономике, возросла роль государства. В 50-ые гг. активно проводилась политика импортозамещающей индустриализации и дальнейшего усиления государственного сектора. После установления военной диктатуры была выдвинута концепция №национальной безопасности развития» с целью превратить страну в мощную индустриальную державу на базе раннее достигнутых успехов. Был создан мощный современный сектор экономики, в том числе и полный машиностроительный комплекс. Но экономические успехи государственно-капиталистической модели экономики достигались в значительной степени с помощью внешних кредитов и с большими социальными затратами.

В 80-ых гг. данная модель развития стала давать сбои: наблюдалась гиперинфляция (достигала 5000% в год и лишь к 1990 г. снизилась до 1584,6%) и резко возрос внешний долг (в 10980 г. – 70 млрд долл. И в 1990 г. – 123, 4 млрд долл.), резко упали темпы роста экономики и снизился ВВП на душу населения. Страна вступила в полосу длительного экономического кризиса и, и 80-ые гг. вошли в ее историю как «потерянное десятилетие».

В 90-ыех гг. усиленно внедрялась неолиберальная модель экономики. Либерализация охватила банковскую, бюджетную, кредитную сферы, внешнеэкономический сектор, открыла двери частному и иностранному капиталу во все отрасли экономики. Но в экономическом курсе правительства содержались порой элементы антилиберального характера. В июле 1994 г. было объявлено о новой экономической программе (план «Реал»), в рамках которой правительство пыталось соединить неолиберализм с решением острых социальных вопросов. В 2000 г. началось осуществление рассчитанной на ближайшие 4 года программы под названием «Вперед, Бразилия!», которая имеет еще большую социальную направленность.

В 2004г. политика правительства Бразилии в макроэкономической области была направлена на восстановление темпов роста национальной экономики, создание условий для стабильного экономического развития и притока иностранных инвестиций, повышения активности деловых и финансовых структур страны, развитие социальной сферы. Приоритетными направлениями продолжали оставаться реформы налогового законодательства и социального обеспечения, образовательная сфера, медицина, а также развитие инфраструктурного комплекса страны, в т.ч. энергетики, портов, ж/д и автомобильных сетей. Предпринятые меры способствовали восстановлению экономической активности бразильской экономики, которая по итогам 2003г. находилась на неудовлетворительном уровне, не отвечающем экономическому потенциалу страны. Во многом, это было достигнуто благодаря политике создания условий для интенсификации развития промышленного и сельскохозяйственного комплексов страны, «агрессивной» политике во внешнеэкономической сфере, благоприятной конъюнктуре на мировых рынках в отношении некоторых традиционных товаров бразильского экспорта. Темп прироста ВВП по итогам 2004г. составил 5%. По данным министерства развития, промышленности и внешней торговли Бразилии, номинальный ВВП страны в 2004г. достиг 599 млрд.долл. (в 2003г. – 493,3 млрд.долл., спад темпа прироста – 0,2%). Достигнутый уровень темпа прироста ВВП по итогам 2004г. оказался выше прогнозных оценок, делавшихся на протяжении практически всего года, согласно которым он должен был составить от 3,5% до 4,5%. Наибольший вклад в создание ВВП Бразилии в 2004г. принадлежит сектору услуг – 51,2%, промышленности - 38,6%, с/х производству – 10,2%. Уровень промпроизводства вырос во всех регионах страны по сравнению с 2003г., в т.ч. в таких штатах, как Рио-де-Жанейро – 3,7%, Рио-Гранди-ду-Сул – 3,2% и Пернамбуко – 2,3%. Лидером среди штатов Бразилии по темпу прироста промышленного производства по итогам 2004г. является штат Баия – 30,5%. Темп прироста сельского хозяйства составил – 3%.

Существенное улучшение ситуации в бюджетной сфере и перелом негативных тенденций во внешнеторговом секторе Бразилии, не смогли ускорить темпы экономического роста. В 2003г. ВВП сократился на 0,2%, в результате Бразилия оказалась на 15 месте в мире по абсолютному размеру ВВП (493,5 млрд.долл.). ВВП на душу населения составил 2,8 тыс.долл.

Отраслевая структура экономики

В 2003 г. доля сельского хозяйства в производстве ВВП составляла 6% (22% занятых), промышленности – 21% (23%) и услуг – 73% (55%).

Природно-ресурсный потенциал. Страна располагает огромными минерально-сырьевыми ресурсами. Является первым в мире производителем железной руды (19,1%), вторым – марганца (13,3%) и тантала (16,1%) и фактически монополистом по ниобию (95,1%), входит в первую пятерку по добыче бокситов, олова, лития, магния. Потребности в нефти удовлетворяются за счет собственной добычи, свыше 80% которой осуществляется на континентальном шельфе. Бразилия является рекордсменом по глубоководному бурению и обладает самым современным оборудованием в этой области. Только Бразилия добывает нефть с морского дна на глубине 2 тыс.м.

Сельское хозяйство. Сельское хозяйство является довольно развитой отраслью экономики. В этой сфере занято 23 млн. человек. Страна занимает первое место в мире по выращиванию кофе, бананов, фасоли, маниоки, клещевинного семени и второе по выращиванию какао-бобов, сахарного тростника, кукурузы, апельсинов, ананасов и сизаля. Кроме того, она входит в число крупнейших мировых производителей риса, хлопка, джута, растительных масел, соевых бобов, арахиса, табака и некоторых других продуктов земледелия, животноводства и лесного хозяйства. По объему сельскохозяйственного экспорта Бразилия уступает только США и Франции. Лесное хозяйство полностью обеспечивает страну древесиной.
Промышленность. Бразилия – наиболее развитое в экономическом отношении государство Латинской Америки. За счет собственного производства обеспечивается 90% внутреннего спроса на промышленные товары, в т.ч. 80% – на машины и оборудование, а целый ряд конкурентоспособных товаров поставляется на мировой рынок. Наряду с традиционными отраслями – пищевой, текстильной, кожевенной, швейной, обувной – ведущие отрасли промышленности в основном представлены крупными и средними современными предприятиями металлургической, машиностроительной, космической, электротехнической, электронной отраслей. В стране развита металлургическая промышленность, производящая в год стали 32 млн т, алюминия – около 2 млн т (5 место в мире), меди – 0,2 млн т (10 место). Сравнительно развиты станкостроительная, химическая, атомная отрасли. Что касается автомобилестроения, в 2001 году Бразилия вышла на 9 место в мире по выпуску автомобилей, опередив такого признанного производителя, как Италия. Если в 80-х годах с конвейера ежегодно сходило 900 тыс. машин, то к концу 90-х годов производство достигло почти 2-х млн. Из них более 80% приходится на легковые автомобили, свыше 14% на машины для коммерческих перевозок и более 5% на грузовики и автобусы.

Сегодня страна является седьмым в мире рынком по объему продаж, где ежегодно реализуется свыше полутора миллионов автомобилей, львиная доля из которых приходится на местную продукцию и только около 400 тыс. на импортируемые модели. По темпам роста спроса на автомобили страна также занимает одно из ведущих мест в мире. Один автомобиль в стране приходится на 11 жителей.

Авиационная промышленность была основана в стране более полувека назад. Ее первыми производителями стали частные фирмы "Аэротек", "Нейва" и "Эмбрайер". Последняя в 1998 году выпустила 37-местный самолет ERJ - 135 c различными модификациями, что позволило получить ей прибыль в 109 млн. долларов. В 1999 фирма заключила на авиасалоне в Ле Бурже во Франции контрактов на поставку самолетов на сумму 6,6 млрд. долларов. В 2000 году компания впервые вышла на рынок Китая. Активно разрабатываются новые модели самолетов и в последние годы стабильно увеличивается объем продаж. В 2000 году было продано 170 самолетов, из которых 157 составляли реактивные аппараты. Всего к настоящему времени 29 авиакомпаниями в 19 странах мира поставлено свыше 400 реактивных самолетов, а в портфеле заказов имеется еще 850 единиц. Наибольшим спросом бразильские самолеты пользуются в США (заказ на 275 машин), Великобритании 40), Франции (28) и Швейцарии (25). По уровню развития гражданской авиации страна занимает первое место в Латинской Америке. В Бразилии действует 715 государственных (включая военные) и 1299 частных аэродромов.

Транспорт. Автомобильным транспортом перевозится 96,3 % пассажиров и 63% грузов, протяженность автомобильных дорог – 1650 тыс. км, автомобильный парк – 28 млн единиц. Железнодорожный транспорт (30 тыс. км пути) дает 21% от общего грузооборота, перевозит 417 млн пассажиров. Более 98% теперь принадлежитчастному капиталу. Внутренним водным транспортом перевозится 2,7 % грузов, насчитывается 44 порта. Протяженность судоходных речных артерий – более 50 тыс. км. В 70-ых гг. было сооружено Трансамазонское шоссе – главная «линия проникновения» длиной в 5,5 тыс. км, вдоль которой стали создаваться горнодобывающие (проект «Большой Каржас», основанный на переработке и экспорте железной руды), лесозаготовительные предприятия, скотоводческие ранчо, агропоселения, крупные ГЭС.
Связь. Телефонная связь охватывает около 27 млн абонентов, мобильная телефонная связь -12 млн, пейджерная – 2 млн аппаратов. Спутниковая система (5 спутников) связывает Бразилию с 142 странами.

В 2002 г. страну посетило 5, 2 млн туристов, доходы от туризма превысили 4 млрд долл.

Научно-исследовательская работа в основном сосредоточена в университетах и крупных производственно-технических объединениях. Расходы на НИОКР составляют более 0,7% ВВП.

Территориальное размещение хозяйства. Бразилия – страна с ярко выраженным приокеанским типом размещения населения и хозяйства. В приокеанской полосе шириной в 300-350 км сосредоточено 9/10 населения и производства Бразилии. Внутренние ее территории освоены и заселены слабо. Плотность населения в районе Рио-де-Жанейро в 800 раз выше, чем в Амазонии.
Район между городами Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу и Белу-Оризонти называют «индустриальным треугольником» Бразилии. При этом каждый город имеет свою специализацию. Город Рио-де-Жанейро в течение длительного времени был столицей Бразилии, став крупным городом-портом, городом-банкиром, городом туризма. Однако в результате переноса столицы в 1960 г. и растущей конкуренции Сан-Паулу значение его несколько уменьшилось. Это город больших социальных контрастов. В кварталах трущоб («фавел») сотни тысяч горожан живут за чертой бедности. Сан-Паулу – крупнейший город и «экономическая столица» Бразилии. Еще в середине 19 в. это был небольшой провинциальный городок, который быстро вырос благодаря кофейному буму и массовому притоку иммигрантов из Европы и Японии. Постепенно здесь сложился главный промышленный район Бразилии. Здесь все более концентрируются предприятия наукоемких отраслей, а также банки.
Свободные экономические зоны. Зона Манаус создана в 1957 г., иностранные инвестиции в нее только в 90-ые гг. превысили 50 млрд долл. В ней действует беспошлинный ввоз и вывоз практически всех товаров, а также без налогов осуществляется транспортировка и другие операции, включая оптовую и розничную торговлю. На севере развиваются также зоны свободной торговли Макапа и Сантана.

Социальная сфера

Бразилии свойственны резкие диспропорции в распределении богатства. В 1998 г. 11,6% населения жило менее чем на 1 долл. в день. Индекс Джинни составлял в 1999 г. 60,7, являясь одним из самых высоких в мире. Уровень безработицы составил в 2003 г. 12,4 %. В стране широко распространен детский труд (работает более 2,5 млн детей). Для Бразилии характерен «урбанистический взрыв», что привело к созданию поясов трущоб в агломерациях, росту безработицы и преступности.

Внешнеэкономическая деятельность

Внешнеэкономическая стратегия Бразилии заключается в широком привлечении иностранных инвестиций, долгосрочных кредитов и в дальнейшей интеграции в рамках МЕРКОСУР.
В 2004г. Бразилия заняла 7 место среди крупнейших мировых экспортеров продовольствия, опередив такие государства, как Австралия, Канада, Аргентина. Бразилия занимает 1 место по экспорту концентрированного апельсинового сока, 2 – по производству сои и по экспорту мяса птицы, ей принадлежат ведущие позиции на мировом рынке по производству и экспорту сахара тростникового, кофе (30% мирового производства), какао (20% мирового производства), ананасов, говядины, свинины и других продуктов.
• Экспорт в 2003 году: США — 22,4 %, Китай — 6,9 %, Германия — 5,1 %, Нидерланды — 4,4 %, Мексика — 4,2 %, Аргентина — 4,1 %.
• Импорт в 2003 году: США — 21,4 %, Аргентина — 11 %, Германия — 8,7 %, Китай — 4,1 %.
В 2004г. Бразилия продолжала оставаться одной из самых привлекательных стран Латинской Америки для иностранных инвесторов. Основными странами-донорами являются США и ЕС, в т.ч. Голландия, Франция, Португалия, Испания и Германия. По итогам 2004г. приток иностранных инвестиций в экономику страны составил 18,2 млрд.долл. (в 2003г. – 10,2 млрд.долл.). Число ТНК на территории Бразилии достигает 5000.

Исключительно острой для Бразилии является проблема внешней задолженности, которая по итогам 1 пол. 2004г. составил 204,9 млрд.долл., из которых 113,1 млрд.долл. – долг государственного сектора и 91,8 млрд.долл. – долг частного сектора.
Участие в экономических группировках: ЛААИ, МАБР, МЕРКОСУР, ЛАЭС, ЭКЛАК

Таким образом, важнейшим препятствием на пути создания эффективной экономики Бразилии являются тяжелые внутренние диспропорции, как территориальные (Юго-Восток – Амазония), так и социальные.
Отраслевая структура экономики Бразилии еще недостаточно совершенна. В первую очередь это относится к сельскому хозяйству, где обширные площади заняты малопродуктивными потребительскими культурами. Очень велики межотраслевые контрасты в производительности труда.
Огромный внешний долг, увеличивающийся ежегодно, также отнюдь не благоприятствует экономическому росту.

Список литературы:
1. Вольский В.В. Социально-экономическая география стран зарубежного мира. – М.: Дрофа, 2005
2. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение, 2003
3. Страны и регионы мира (под ред. А. С. Булатова). – М.: Проспект, 2006
4. Холина В. Н., Наумов А. С., Родионова И. А. Социально-экономическая география стран мира. Справочное пособие. – М.: Дрофа, Издательство ДИК, 2006
5. www.ru.wikipedia.org – Интернет-энциклопедия

Категория: Экономическая география | Добавил: Julia (18.10.2008) | Автор: Никишева Ксения
Просмотров: 1602 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]