Главная » Статьи » Статьи » Экономическая география

Приморский край
I. Территория, границы. История.

Приморский край входит в состав самого большого по площади Дальневосточного Федерального округа РФ (6,2 млн. кв. км). Приморский край вместе с расположенными к нему крупными островами Русский, Попова, Путятин, Аскольд расположен на крайнем юго-востоке России. Территория Приморского края составляет – 165900 кв. км. На юге и востоке он омывается Японским морем, на севере граничит с Хабаровским краем, на западе – с Китаем и Северной Кореей.
Освоение Приморья
Освоение Приамурья и Приморья было одним из суровых и героических страниц истории нашего народа. Далекий, безлюдный край, открытый отважными землепроходцами обживался в тяжелейших условиях…
Колонизация Приморья определялась 2 причинами:
1. Внутренними потребностями страны;
2. Внешнеполитическими: необходимостью защиты вновь осваемовой территории.
Переселенческое движение осуществлялось 2 способами: принудительным и добровольным. Принудительный способ подразумевал передвижение воинских команд по приказу, отправку казаков по жребию, направление крестьян в счет рекрутов, административное водворение государственных крестьян, ссылку каторжан и т.д. Добровольный способ предусматривал переселение желающих на новые земли. Именно так заселяли край крестьяне после 1861 г., казаки из Европейской России, запасные солдаты, рабочие и др.
По социальному составу можно выделить военную, казачью, крестьянскую, отходническую и иные формы колонизации, а в зависимости от задач - земледельческую (переселение на Дальний Восток крестьян и казаков) и неземледельческую (переселение ремесленников, рабочих-отходников, демобилизованных нижних чинов армии и флота, каторжан и ссыльных и т.д.).
В Приморье военные посты возникли в 1859 г. - на берегу озера Ханка (Турий Рог) и в бухте Св. Ольги. 20 июня 1860 г. на военном транспорте "Манджур" в бухту Золотой Рог были доставлены солдаты 4-го линейного батальона во главе с прапорщиком Владимиром Комаровым. Они и основали военный пост Владивосток.
Особое место в заселении края принадлежало казакам. Перед ними ставились две важнейшие задачи: хозяйственное освоение новых земель и их оборона. На реке Уссури было основано 29 казачьих станиц и поселков. В 1879 г. часть казаков выехала в Южное Приморье, где возникло 10 новых поселков. Это позволило в 1889 г. создать самостоятельное Уссурийское казачье войско.
В 1895 г. началось переселение на Дальний Восток из казачьих войск Европейской России. Причиной этого переселения стало строительство Уссурийского участка Сибирской железной дороги (Транссиба) и необходимость его охраны. За 5 лет на Дальний Восток, главным образом в Уссурийское казачье войско, прибыло более 5 тыс. человек.
Российское крестьянство сыграло важную роль в дальнейшей колонизации дальневосточных окраин страны. 26 марта 1861 г. Амурская и Приморская области Восточной Сибири объявляются правительством открытыми для заселения крестьян, не имеющих собственные земли.
По основным средствам передвижения крестьян-переселенцев условно можно выделить три периода: сухопутный (1861-1881 гг.), морской (1882-1901 гг.) и железнодорожный (1902-1917 гг.).
Сухопутное переселение было особенно трудным. Переселенцы добирались до новых мест жительства за 2-3 года, часто останавливаясь из-за болезней, непогоды, в поисках заработка.
В 1861 г. в Приморье возникло первое поселение крестьян - Фудин (Ветка), в 1863 г. - деревня Воронежская (ныне село Турий Рог), в 1864 г. - Владимиро-Александровское, в 1866 г. - Астраханка, Никольское, Раздольное и др.
С 1883 г. по 1901 г. в Южно-Уссурийский край переселилось 56 тыс. человек, из них более 55 тыс. морским путем и около 900 чел. - сухопутным, 77% переселенцев были выходцами из Черниговской, Полтавской, Киевской и других украинских губерний.
Морские, а затем и железнодорожные перевозки сократили время пути до 2-3 месяцев. Но участь переселенцев по-прежнему была тяжелой: большая скученность на судах и в вагонах, скудное питание, болезни, высокая смертность.
Для того чтобы привлечь переселенцев в край "Правилами от 26 марта 1861 г." правительство предоставило им в бесплатное пользование участок земли до 100 десятин на каждое семейство - самый большой в Российской империи земельный надел. Они навсегда освобождались от подушной подати и на 10 лет - от рекрутской повинности. За плату (3 руб. за десятину) поселенцы могли дополнительно приобретать землю в частную собственность. Эти правила действовали до начала XX века. Таким образом, сельское население региона формировалось за счет двух основных групп переселенцев - крестьян и казаков, давших 97,4% прибывшего населения (68095 чел.). Ими было основано 43 казачьих станиц и поселков и 165 крестьянских селений.
В начале заселения края сюда прибывали в основном крестьяне из Астраханской, Воронежской, Вятской, Калужской, Тамбовской, Иркутской и других губерний. Роль украинских и белорусских губерний в переселенческом движении была невелика. Благодаря морским перевозкам, начиная с 1883 г. и до 1917 г., украинцы составляли от 69 до 77 % от общего числа переселенцев, прибывших в край.
Первые жители края расселялись в окрестностях бухты Святой Ольги, Сучанской долине, на берегу озера Ханка, на необъятных просторах Уссурийской низменности - самых плодородных землях Южно-Уссурийского края. Именно на этих землях возникали и формировались комплексные фермерские крестьянские хозяйства.
Крестьянская колонизация принесла в Приморье более передовые способы ведения хозяйства: обработку земли железным плугом и бороной, трехпольную систему земледелия. Российские поселенцы строили водяные мельницы, научили местных жителей печь хлеб, ловить рыбу неводом и пользоваться для охоты ружьем, плавить и ковать железо. В свою очередь местное население учило русских местным промыслам, совершенным приемам охоты, рыболовству, помогало раскрывать "секреты" тайги.
На раннем этапе освоения Приморья его промышленность развивалась преимущественно за счет разработки богатейших природных ресурсов. Наибольшее значение имели промыслы: лесные, морские, лов рыбы. Владивостокские предприниматели развивали китобойный промысел. Уже первое знакомство с Южно-Уссурийским краем выявило присутствие самых разнообразных полезных ископаемых: угля, железных и серебро-свинцовых руд и т.д. Зарождавшаяся обрабатывающая промышленность была направлена на удовлетворение самых насущных потребностей населения и развивалась главным образом за счет роста мельниц, кузниц, кирпичных заведений. Важным фактором, ускорившим промышленное освоение Приморья, стало сооружение Уссурийской ж. д.(1891-1897 гг.): предпринято геологическое изучение края, усилилась частнопредпринимательская активность, возрос приток капиталов, переселенцев, рабочих, активизировались морское и речное судоходство, торговля. Был дан толчок развитию промышленной угледобычи. Но наиболее высокими темпами развивалась обрабатывающая промышленность. В 1890-е гг. в Приморье появляются первые электростанции, большинство из которых давали электроэнергию исключительно для освещения зданий.
Начало ХХ в. было отмечено кризисом перепроизводства, поразившим и Россию, где кризис был усугублен политическими событиями (русско-японская война, революция). С 1908 г. начинается новый подъем экономики, чему способствовал рост государственных инвестиций в строительство железных дорог, военных и др. объектов, приток переселенцев и т.д. По данным фабричной инспекции, в Приморской области в 1914 г. действовало 191 частное предприятие фабрично-заводского типа с числом рабочих 7,1 тыс., 85% из них концентрировалось во Владивостоке и Южно-Уссурийском уезде. Из добывающих отраслей промышленности наиболее заметный прогресс наблюдался в угледобыче. Золотодобывающая промышленность не получила заметного развития несмотря на активный поиск месторождений. С начала ХХ в. активные усилия предпринимателей направлялись на разработку металлорудных месторождений, однако большинство вынуждено было ограничиваться лишь обязательным минимумом добычи из-за недостатка капиталов. Наладить промышленную эксплуатацию свинцово-цинковых месторождений удалось только Ю.И.Бринеру, организовавшему акционерное общество «Тетюхе» с привлечением германских капиталов.
Значительный удельный вес в экономике Приморья в начале ХХ в. приобретает лесная промышленность, возникают крупные лесозаготовительные предприятия, формируется экспорт уссурийского леса за границу. Развитию морских промыслов и рыбодобывающей промышленности нанесла урон русско-японская война (конфискация японцами китобойных судов привела к гибели этого промысла). Тем не менее, шел процесс усиления отечественного предпринимательства, носившего в основном мелкотоварный характер.
Таким образом, промышленное освоение Приморья шло ускоряющимися темпами: возникали все новые отрасли производства, быстро рос общий объем выпускаемой промышленной продукции, в том числе и за счет процесса механизации трудоемких работ. В целом край имел довольно высокий и сбалансированный промышленный потенциал сравнительно с соседними регионами Дальнего Востока.

II. Население.

А) Численность населения Приморского края составляет 2035,8 млн. чел.
Б) Демографическое поведение: снижение численности населения наблюдается и сейчас. Основное сокращение населения приходится на города и поселки городского типа. Причин, по которым происходит сокращение численности жителей Приморья несколько. Это и быстрое снижение рождаемости, и резкое повышение смертности, и все усиливающийся поток уезжающих из Приморья.
В) Национальный состав жителей Приморья к настоящему времени отличается большой пестротой. Наряду с коренными народами, относящимися к тунгусо-маньчжурской и палеоазиатской семьям, здесь проживают многочисленные этнические группы, принадлежащие к самым различным расам и языковым семьям. Уже в 1926 году население края состояло из 57 национальностей, так как наряду с русскими земли Приморья осваивали украинцы, белорусы, поляки, евреи, немцы, татары и другие. Многочисленными были также колонии китайцев, корейцев и японцев.
На данный момент зарегистрировано в Приморье более 90 разных национальностей. Основной частью населения являются русские. Но также, в сельской местности Приморья высока доля украинцев и белорусов, а в городах - немцев, татар, евреев, корейцев. Быстро растут группы казахов, таджиков, грузин и азербайджанцев. Коренные народы Дальнего Востока (нанайцы, удэгейцы, ороки, эвены, орочи и другие), как и прежде, остаются немногочисленными. На них приходится менее 1% общей численности населения края. Несмотря на систему правительственных мер по их поддержке, рост этих народов происходит замедленными темпами. В то же время они активно ассимилируются с другими нациями.

III. Транспортная инфраструктура региона:

В Приморском крае развиты почти все виды транспорта - морской, железнодорожный, автомобильный, авиационный, электронный. Ведущее значение имеет морской транспорт, который является отраслью специализации.
Автомобильный транспорт выполняет в основном внутрикраевые перевозки. Общая длина автодорог с твердым покрытием составляет около 7 тыс. км. За год автомобильным транспортом перевозится около 10 млн. т. грузов и более 300 млн. пассажиров. За последние годы стали развиваться автодорожные сообщения с приграничными районами КНР.
Большую роль для края выполняет авиационный транспорт, прежде всего в перевозках пассажиров. Основной аэропорт во Владивостоке связан регулярными рейсами со многими крупными городами России, а также с отдельными городами Японии, Китая, США, Республики Корея, КНДР и другими. Самолетами осуществляются и грузовые перевозки. Выполняются и внутренние авиаперевозки.
В крае действуют современные линии связи, в том числе с использованием спутниковых систем. Развивается сотовая телефонная связь, электронная почта, Интернет.

IV. Экономика:

Приморский край является наиболее развитым из дальневосточных районов России. Здесь сосредоточено около 30% всего социально-экономического потенциала Дальнего Востока: населения, валового регионального продукта, промышленной и сельскохозяйственной продукции. Основными факторами развития и размещения хозяйства в Приморском крае являются следующие:
1. Благоприятное экономико-географическое положение края.
2. Разнообразный природно-ресурсный потенциал территории края и прилегающих к ней морских акваторий.
3. Накопленный за предшествующие периоды социально-экономический и научно-технический потенциал.
4. Геополитические факторы.
Выгодное экономико-географическое положение (ЭГП) Приморского края определяется тем, что территория края имеет непосредственное соседство - на севере с промышленно развитым Хабаровским краем, на западе на протяжении почти 1000 км с активно развивающимися Северо-Восточными районами Китая, на юге с развивающейся северной провинцией КНДР. Со всеми край имеет устойчивые железнодорожные и автомобильные сообщения. На юге и востоке край почти 1500 километровым побережьем выходит к незамерзающему Японскому морю. Благодаря морскому транспорту край имеет хорошую доступность к таким развитым странам, как Япония, Республика Корея. Всю территорию края с севера на юг пересекает крупнейшая в России и в мире Транссибирская магистраль. Основная ее линия подходит к морю и заканчивается во Владивостоке, а еще два ответвления подходят к портам Находки, Зарубино и Посьета. От Транссиба отходят ряд широтных железнодорожных ответвлений - на восток, во внутренние районы края и на запад, к российско-китайской границе. Таким образом, большая часть территории Приморья имеет надежную железнодорожную связь с другими районами России, в том числе с Москвой и Санкт-Петербургом, а также - с соседними странами КНР и КНДР.
Через основные порты Приморья, к которым подходят ветки Транссиба, осуществляются экспортно-импортные связи со странами АТР не только Приморского края, но и других районов России. Таким образом, благодаря выгодному ЭГП край выполняет связующие, контактные функции в развитии разнообразных связей России со странами АТР.
Через порты Приморья ежегодно завозятся многие жизненно важные грузы: продовольствие, топливо, машины и оборудование в северо-восточные районы страны - в Магаданскую область, на Камчатку и Чукотку, на Сахалин.
К настоящему времени в Приморском крае сложилось многоотраслевое хозяйство, здесь представлено более 50 отраслей промышленности, сельского и лесного хозяйства, транспорта и связи, торговли и сферы обслуживания. Роль предприятий, компаний, фирм разных отраслей в хозяйственном комплексе края, в его экономике существенно различаются. Основу экономики составляют базовые отрасли, обеспечивающие работу всех других отраслей хозяйства - топливно-энергетический комплекс (ТЭК), транспорт, связь. ТЭК края базируется в основном на собственных углях (Лучегорские и Павловские разрезы) и жидком привозном топливе (нефтепродукты из Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Ангарска и др. нефтеперерабатывающих заводов).
Выделяются две основные акционерные судоходные компании: "Дальневосточное морское пароходство", которое ориентировано на заграничные и каботажные перевозки различных грузов и "Приморское морское пароходство", специализирующееся на перевозках нефтепродуктов. Почти 80% морских перевозок в Дальневосточном регионе выполняют суда Приморского края. Морские суда перевозят лес, рыбу, уголь, нефтепродукты, металлы, машины и оборудование, продовольственные товары. Многие суда работают во фрахте на международных линиях. В Приморье действуют 5 крупных портов. Через порты Приморья и Транссиб действует уникальный контейнерный мост: АТР - страны Западной Европы. Транзит через Россию занимает 11-12 суток. Различные грузы и пассажиры перевозятся между отдельными портами и порт-пунктами Приморского края, в другие порты России, а также во многие страны мира. Общая длина железных дорог в крае составляет 1628 км. К отраслям специализации края, которые производят большие объемы продукции на внешние рынки, относятся рыбная, лесная и горнодобывающая промышленность и морской транспорт.
Основные базы рыбодобывающего флота, рыбообрабатывающие предприятия и компании сосредоточены во Владивостоке, Находке, Зарубино и Преображении.
Лесная промышленность представлена тремя группами предприятий: лесохозяйственными, лесозаготовительными, деревообрабатывающими.
Добыча и обогащение свинцово-цинковых и оловянных руд осуществляется в крае с начала XX века в АО "Дальполиметалл" (Дальнегорский район) и в Хрустальненской оловодобывающей компании (Кавалеровский район). Оловянный концентрат вывозится автомобильным транспортом до станции Варфоломеевка, а затем по железной дороге - в Новосибирск на металлургический завод для выплавки чистого олова. Свинцово-цинковый концентрат большей частью вывозится морем за рубеж. Добыча и обогащение вольфрамовых руд ведется на Приморском горно-обогатительном комбинате. В северных районах края на ряде россыпных месторождений старательские артели добывают золото и серебро.
Ценное химическое сырье - бор и борсодержащие продукты (борную кислоту и изделия из нее) производит крупнейшее в стране предприятие - АО "Бор" в Дальнегорске.
На Ярославском горно-обогатительном комбинате (Хорольский район) добывается и обогащается ценнейшее металлургическое сырье - плавиковый шпат, или флюорит. В основном продукция этих предприятий вывозится за рубеж на рынки АТР.
Значительный объем товаров народного потребления производится местными предприятиями легкой промышленности. К сожалению, в последние годы легкая промышленность, в условиях жесткой конкуренции с товаропроизводителями из Китая и Республики Корея, испытывает значительные трудности, которые постепенно преодолеваются. Предприятия начинают адаптироваться к условиям рынка. Значительное место в хозяйстве края занимает машиностроение, в том числе судостроение и судоремонт, авиастроение, приборостроение. В крае имеются машиностроительные предприятия военно-промышленного профиля, выпускающие продукцию мирового уровня. Значительная часть сельскохозяйственной продукции перерабатывается на предприятиях пищевой промышленности края. Наиболее крупной отраслью, несомненно, является рыбная.

V. Внешнеэкономическая деятельность:

Все большее место в экономике края занимают внешнеэкономические связи. Ежегодный внешнеторговый оборот составляет уже более 2 млрд. долл. США. Наиболее масштабные внешнеэкономические связи Приморский край осуществляет с Японией, Китаем, Республикой Кореей. Внешнеторговый оборот Приморья с каждой из этих стран приближается к 300 млн. долл. США. Достаточно масштабны внешнеэкономические связи края и с США, Тайванем, Таиландом, Сингапуром. В структуре экспорта все еще преобладает сырье. При этом наибольший удельный вес занимают поставки рыбы, морепродуктов, консервов. Значительны также поставки древесины, цветных металлов, химической продукции, транзита черных металлов, удобрений. В импорте высока доля потребительских товаров, в т.ч. продовольствия, растет доля нефтепродуктов. В последние годы стала возрастать доля машиностроительной продукции - и в импорте, и в экспорте.




Категория: Экономическая география | Добавил: INK_495 (20.09.2007) | Автор: Галихина Анастасия
Просмотров: 1799 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]