Главная » Статьи » Статьи » Экономика

Дедолларизация мировой экономики
ВВЕДЕНИЕ

В современном мировом хозяйстве наиболее остро конкурируют три экономических региональных центра – Северная Америка (США и Канада), Западная Европа (страны ЕС) и Дальний Восток (Япония, КНР, ряд «новых индустриальных стран»). Мощным инструментом консолидации каждого из этих регионов и одновременно конкурентной борьбы с другими центрами являются международные валюты.

Североамериканский центр – это зона абсолютного доминирования доллара, который одновременно претендует на роль основной общемировой валюты. Чтобы противодействовать «долларизации» мирового хозяйства, конкуренты США стремятся расширить использование в международных расчетах собственных денег – западноевропейских валют, японской йены (см. табл.).

Таблица. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВАЛЮТ ВО ВНЕШНЕТОРГОВЫХ РАСЧЕТАХ (в %)

Валюты

1980

1992

2001

Доллар США

564849

Основные валюты ЕС

3134-

Японская йена

245

Евро

--36
Из таблицы можно увидеть, что единственным реальным конкурентом доллару является евро. Йена же, несмотря на третье место во внешнеторговых расчетах, не является серьезным конкурентом, ввиду серьезного разрыва с валютами-лидерами. Помимо этого, в регионе Дальнего Востока не наблюдается интеграционных процессов, подобных европейским, что снижает вероятность введения собственной валюты, или принятия валюты какой-либо из стран региона за универсальную (на настоящий момент подавляющее большинство расчетов региона ведется в долларах). Таким образом, в данной работе будут рассматриваться только возможности доллара и евро.

США В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Международная торговля.

В период между 1945 и 1994 происходил неуклонный рост международной торговли, которая достигла 504,5 млрд. долл. по экспорту и 668,9 млрд. по импорту. Значение операций с капиталом, как показывают сводки баланса капиталов, выросло в период между 1980 и 1994. Начиная с 1975 текущий баланс ежегодно фиксирует дефицит торгового баланса, который увеличивался вплоть до 1987, в период с 1987 по 1992 уменьшился, а затем вновь вырос. В 1994 он достиг 151 млрд. долл.: доходы по торговым операциям составили 844 млрд. долл. (504,5 млрд. – экспорт товаров, 196,5 млрд. – экспорт услуг, 137,8 млрд. – экспорт капитала и 5,2 млрд. – переводные платежи), в то время как расходы по торговым операциям составили 995 млрд. долл. (668,9 млрд. – импорт товаров, 137,5 млрд. – импорт услуг, 148,3 млрд. – импорт капитала и 40,3 млрд. – переводные платежи). Начиная с 1986 экспорт рос более быстрыми темпами, чем импорт, но доходы от иностранных инвестиций возрастали быстрее, чем доходы от американских капиталовложений за рубежом. Основными предметами экспорта в 1994 были автомобили (46,3 млрд. долл.) и прочие транспортные средства (32,4 млрд.), промышленное оборудование (22,6 млрд.) и офисная оргтехника (35,4 млрд.). Ввозились в основном автомобили (95,1 млрд. долл.), электротехническое оборудование (57,7 млрд.), офисная оргтехника (52,1 млрд.), телекоммуникационное оборудование (32,5 млрд.), нефть (49,3 млрд.) и одежда (36,7 млрд.). Крупнейшие торговые партнеры США – страны Европейского союза, Канада и Япония.

В период с 1983 по 1992 сводки баланса капиталов ежегодно показывали активное сальдо, а в 1993 – дефицит. Прирост капитала был в основном обусловлен увеличением т.н. «портфельных инвестиций», т.е. покупок иностранных ценных бумаг. Баланс же прямых зарубежных инвестиций был пассивным: американские корпорации больше вкладывали в зарубежные предприятия, чем иностранцы – в американские. Наибольший уровень прямых зарубежных инвестиций в США был достигнут в 1989 (67,7 млрд. долл.), а американских за рубежом – в 1993 (72,6 млрд.). Значительная часть прямых инвестиций США размещена в Западной Европе. Наиболее быстрыми темпами растут инвестиции в Латинской Америке: с 17,1 млрд. долл. в 1976 до 90,7 млрд. в 1992.

Курс валют торговых партнеров оказывает влияние на все международные операции, торговлю и движение капитала. Этот курс может определяться на международных валютных рынках через колебания предложения и спроса, но может и фиксироваться как государственными монетарными институтами, так и многосторонними соглашениями. Наиболее серьезная попытка создать международную систему фиксированных валютных курсов путем привязки к доллару США была предпринята на Бреттон-Вудской конференции в 1944 (это соглашение утратило силу в 1971). С тех пор курс доллара определяется на международных валютных рынках с нерегулярным вмешательством центральных банков. Такая система получила название «управляемого, или регулируемого, плавания».

Значение международных валютных рынков резко возросло в связи с углубившейся интеграцией мирового рынка капитала и ростом числа конвертируемых валют. Увеличение объемов иностранной валюты на рынках при плавающих курсах и свободной конвертируемости способствовало усилению непредсказуемости и нестабильности валютных курсов. Международные валютные рынки предлагают участникам новые виды финансовых операций с целью снижения рисков, вызванных изменениями курса. Однако эти новые сделки привели к росту валютных спекуляций. Общий объем валютных операций на международных рынках составил в 1992 ок. 681 млрд. долл., а в 1993 – свыше 1 трлн.; таким образом, сделки по купле-продаже валют по своим объемам обогнали и торговые сделки, и перекачку капитала в соотношении 5:1. Поскольку емкость мировых валютных рынков превысила емкость национальных экономик, многие страны мира все в большей степени теряют возможность определять собственную экономическую политику и стабилизировать национальную валюту.

С ростом объемов торговых сделок и движения капитала, а также валютных операций усилилось значение международных институтов и многосторонних соглашений. По Бреттон-Вудскому соглашению были учреждены две международные организации – Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк) и Международный валютный фонд (МВФ). Они оказались долговечнее самого соглашения. МВФ был создан как официальный кредитор, облегчающий условия ликвидности для стран-участниц с помощью системы фиксированных валютных курсов и предоставляющий займы менее развитым странам. Всемирный банк был учрежден как банк развития для финансирования конкретных проектов. Впоследствии были созданы аналогичные региональные банки, в том числе Межамериканский банк развития и Европейский банк реконструкции и развития.

Начиная с 1980-х годов МВФ выдает кредиты при соблюдении странами-получателями определенных условий. Эти условия оказывают влияние и на принятие решений о предоставлении займов другими финансовыми организациями, как государственными, так и частными. Внешние условия, как правило, включают требования о снижении ограничений на торговлю, перелив капитала и валютные операции, а внутренние касаются допустимого максимума бюджетного дефицита, уровня инфляции и осуществления программ приватизации.

После того как многие страны сняли торговые барьеры, все большее число государств вступает в многосторонние торговые соглашения, в основном на региональном уровне. Например, США, Канада и Мексика в 1994 заключили Североамериканское соглашение о свободе торговли, облегчившее взаимообмен товарами, услугами и капиталом между тремя странами. Кроме того, в 1994 США ратифицировали обновленное Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Это соглашение было заключено после восьмилетних переговоров в Уругвае. Одним из результатов «уругвайского раунда» стало создание в 1994 Всемирной торговой организации (ВТО), охватившей более 110 стран мира. Многосторонние торговые соглашения призваны снизить торговые барьеры, установить международные стандарты продукции и обеспечить трибуну для разрешения конфликтов. Во избежание введения странами-членами в одностороннем порядке протекционистских мер, такие соглашения, как правило, имеют приоритет над национальными законами, вводящими торговые ограничения. Так, например, в 1996 ВТО по протесту Бразилии и Венесуэлы против новых правил импорта бензина в США отменило стандарты, введенные американским Агентством по охране окружающей среды.

Глобализация и экономика США. Границы между национальными экономиками постепенно стираются. Все труднее говорить об экономике США без учета положения дел в японской, мексиканской или европейской экономиках. Транснациональные корпорации (ТНК), включая и американские, все больше стремятся размещать производство за рубежом. Понятие «чисто» американской корпорации (или французской, канадской) все больше устаревает. Например, на предприятиях Форда и ИБМ занято за рубежом соответственно 50 и 45% рабочей силы. В середине 1990-х годов сугубо американские корпорации получили 16% прибыли от оффшорных операций.

В швейной промышленности, к примеру, типична такая ситуация: новая модель одежды разрабатывается в Нью-Йорке, ткань поступает из Сянгана (Гонконга), пошив осуществляется на Филиппинах, а продают готовое изделие в Великобритании. Обычный универмаг в США торгует одеждой, произведенной в 50 странах мира. Аналогичный процесс развивается и в обратном направлении. Так, японские и немецкие автомобилестроительные компании размещают в США собственное производство или осваивают новые производственные мощности совместно с американскими партнерами.

Степень глобализации экономики нельзя переоценивать. Значительная часть мировой продукции приходится на отрасли, которые ТНК не контролируют. Это местный транспорт, коммуникации, коммунальное хозяйство, государственные предприятия. В рамках самих ТНК лишь ок. 15% товаров производится за рубежом. Если учесть также сферу услуг, этот показатель снижается до 7%. Однако следует подчеркнуть, что он стабильно растет и, согласно большинству прогнозов, будет расти и впредь.

Все возрастающая глобализация производства отражается и на росте прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ). Инвестиции считаются «прямыми», если они используются для покупки не менее 10% акций предприятия. Доля ПЗИ в мировом валовом объеме основного капитала в период с 1960 по 1991 более чем утроилась (с 1,1 до 3,5%). Доля ПЗИ в мировом валовом продукте за тот же период почти удвоилась (с 4,4 до 8,5%). В основном ПЗИ размещаются в развитых странах: так, например, в 1992 страны Европы, Канада и Япония получили 68% американских ПЗИ. Однако усиливается и поток прямых инвестиций в страны с низкооплачиваемой рабочей силой, особенно в Китай, Индонезию, Сингапур, Корею и Мексику. Недавние исследования показали, что при выработке стратегии зарубежных инвестиций важную роль играют и такие факторы, как инфраструктура, политическая стабильность и доступ к внутренним рынкам.

Финансы. В 1995 на финансовом рынке США действовали ок. 628,5 тыс. учреждений со штатом в 7 млн. человек. Среди них – инвестиционные, коммерческие и сберегательные банки, кредитные союзы, ипотечные банки, страховые компании, взаимные фонды, компании по операциям с недвижимостью, а также различные холдинговые и трастовые компании. Активы коммерческих банков выросли с 1,9 трлн. долл. в 1980 до 5,2 трлн. в 1997, однако их число снизилось с 14 435 до 10 450. Число сберегательных банков сократилось с 3583 в 1980 до 3126 в 1985, однако затем оно снова выросло и достигло 4690 в 1994. Сберегательные банки, вклады которых застрахованы федеральной корпорацией страхования депозитов (ФКСД), в 1997 имели активы на общую сумму 1,025 трлн. долл., а в 1990 эта сумма составляла 1,3 трлн. долл. В период между 1980 и 1997 активы компаний по страхованию жизни выросли с 479 млрд. долл. до 2,58 трлн., активы частных пенсионных фондов – с 504 млрд. до 3,6 трлн., а активы совместных фондов – с 162 млрд. до 3 трлн.

В конце 20 в. обострились многие проблемы американского финансового рынка. Во-первых, в 1980-х годах система ссудо-сберегательных ассоциаций оказалась дестабилизированной в результате усиления таких неблагоприятных для кредитных учреждений факторов, как неэффективное регулирование их деятельности и рост отчислений на страхование депозитов (для покрытия убыточных банковских инвестиций). Внешние факторы, в частности высокие процентные ставки и бум в сфере спекуляции недвижимостью, тоже способствовали ухудшению положения в ссудо-сберегательном секторе. Поскольку финансовые институты играют ключевую роль в экономике, правительство США решило стабилизировать расшатанную ссудо-сберегательную систему.

В США существует ряд институтов для поддержания финансовой стабильности. Во-первых, это Федеральная резервная система, которая обеспечивает стабильность денежной массы, используя такие рычаги, как открытые рыночные операции, учетные ставки или создание необходимых резервов. Во-вторых, банковская система США регулируется и контролируется ФКСД с целью обеспечения стабильности финансовой системы страны путем использования таких регулятивных ориентиров, как коэффициенты достаточности капитала и минимальные депозитные резервы. В-третьих, ФКСД обеспечивает страхование каждого индивидуального вклада на сумму до 100 тыс. долл. В-четвертых, специально созданная Трастовая корпорация урегулирования способствует стабилизации неплатежеспособных банков во избежание более серьезных экономических потрясений.

Бюджет. В 2003 общая сумма государственных расходов в США достигла 2,4 трлн. долл. (доходов – 2,1 трлн), или примерно 33% ВВП. Из них расходы самого федерального правительства, без перечислений штатам и местным органам власти, составили примерно 1,4 трлн., или 61%. Хотя в целом размеры государственных расходов на протяжении 20 в. многократно выросли, к концу столетия их федеральная составляющая относительно уменьшилась. В 1985 она достигала 67% от общего объема государственных расходов, а в 1995 – 61%.

Государственные расходы подразделяются на две основные категории:

1) прямые закупки товаров, услуг и труда у частных фирм и государственных служащих 2) перераспределение доходов граждан в форме социальной помощи и социального страхования, налогообложения богатых людей и крупного бизнеса, корпоративных и сельскохозяйственных субсидий, налоговых льгот для бедных, пособий по безработице. При государственных закупках используются ресурсы, которые могли либо остаться без движения, либо использоваться в альтернативной экономической деятельности. Когда неиспользование экономических ресурсов, включая рабочую силу, достигает высокого уровня, государственные закупки могут способствовать росту занятости в стране. Когда же степень использования экономических ресурсов повышается, государственные закупки вступают в конкуренцию за ресурсы, которые могли быть использованы в иных целях.

В 1995 государственные закупки товаров и услуг составили примерно 1,4 трлн. долл., или 19% ВВП, с долей федерального правительства в этих расходах в 38%. Закупки товаров и услуг по линии министерства обороны составили 67% от общего объема федеральных закупок (и ок. 18% всех федеральных расходов), в то время как государственные инвестиции в строительство и закупки оборудования не превышали 4%.

Основными источниками государственных доходов являются разнообразные налоги, в том числе подоходный, с фонда заработной платы, на имущество, акцизный и с оборота, на корпоративную прибыль и прирост капитала. Налоги разделятся на три категории: регрессивные, прогрессивные и пропорциональные. Налог является регрессивным, когда граждане с более низкими доходами отчисляют большую часть дохода, чем граждане с более высокими доходами. К регрессивным относятся, в частности, налог с оборота и налог с имущества. Если же граждане с более высокими доходами отчисляют большую часть дохода, чем граждане с более низкими доходами, налог называется прогрессивным. Таков, например, федеральный подоходный налог. Когда доля дохода, выплачиваемая в виде налога, не зависит от уровня доходов, налог называется пропорциональным. Расходные статьи федерального правительства финансируются через более прогрессивные формы налогов, а государственные расходы в штатах и на местах – через более регрессивные. Поэтому сдвиг в структуре государственных расходов с федерального уровня на уровень штатов и ниже сопровождается и изменениями в структуре налогообложения.

В 1995 федеральные расходы превышали федеральные доходы, и образовался бюджетный дефицит в размере ок. 160 млрд. долл. В конце 20 в. фискальная политика США в целом характеризовалась ростом дефицита, который с 1969 стал постоянным спутником бюджета. Когда федеральное правительство, штаты и местные органы власти не могут собрать достаточно средств для покрытия расходов, эта разница покрывается за счет государственного долга. Современный этап фискальной истории США характеризуется неуклонным ростом этого долга. В 1995 общая сумма долговых обязательств государства достигла 4,9 трлн. долл., или 68% ВВП, в то время как в 1975 она составляла лишь 33% ВВП.

Рост государственного долга в 1980-х годах сопровождался снижением налогового бремени для богатых семей и корпораций. Это десятилетие было отмечено крупномасштабным экспериментом, основанным на идее «экономики предложения». Одно из ее следствий – положение о том, что налоги подрывают стимулы к производству и инвестициям. Снижение налоговых ставок для предпринимателей и инвесторов использовалось в качестве одного из главных инструментов стимулирования капиталовложений и ускорения экономического роста. Однако темпы этого роста на протяжении 1980-х годов продолжали снижаться, а сокращение налогового бремени привело к росту государственного долга.

В 1995 выплаты по социальному обеспечению составляли наибольшую часть федеральных расходов (22%), за которыми шли расходы на оборону (18%). Выплаты по государственным долговым обязательствам достигли 15%, более чем вдвое превысив затраты на здравоохранение. Все эти расходы покрывались за счет поступлений в бюджет в виде подоходного налога с граждан, налога на корпоративную прибыль, налога на фонд заработной платы для социального страхования и акцизных сборов.


ЕВРОСОЮЗ И ЕВРО

Введение единой европейской валюты уже первоначально было задумано не только как закономерный этап интеграции западноевропейских стран, но и как адекватный ответ Европейского союза глобализационным процессам в мировой экономике. Общеевропейская валюта появилась в то время, когда в международной валютно-финансовой системе сложились все предпосылки для кардинального изменения ее архитектуры. В 90-е годы глобализация международных финансовых потоков в условиях повсеместного распространения плавающих валютных курсов и либерализации рынков капиталов способствовала увеличению внутренней неустойчивости доллароцентристской международной валютно-финансовой системы.

Появление единой европейской валюты придало мощный импульс тенденции к созданию биполярной международной валютно-финансовой системы. Уже в первые годы своего существования единой европейской валюте удалось поколебать тридцатилетнюю монополию доллара на международном рынке государственных облигаций. Сегодня мы являемся свидетелями набирающего силу процесса интернационализации единой европейской валюты, с соответствующим распределением ролей и зон ответственности между евро и долларом.

Объединяя 27 государств с общей численностью населения более 350 млн. человек, ЕС является одним из крупнейших в мире торговых блоков и одним из трех основных и наиболее развитых субъектов мировой экономики, наряду с США и Японией. Даже с учетом того обстоятельства, что в Европейский экономический и валютный союз (ЭВС) вошли не все государства ЕС, его экономический и финансовый потенциал вполне сопоставим с американским и японским (см. Табл. 1).

Таблица 1. Сравнительные показатели экономических потенциалов ЕС, стран ЭВС, США и Японии, 2000 г.

ЕС

ЭВС

США

Япония

Общая площадь (тыс. кв. км)

3 191

2 493

9 373

378

Население, млн. чел

377,9

304

274,2

127

Доля в мировом ВВП, %

20,0

16,0

21,0

7,3

ВВП на душу населения, долл. США

20 550

19 028

35 069

37 528

Доля в мировом ВВП, %

20,0

16,0

22,0

7,3

ВВП на душу населения, долл. США

20 550

19 028

35 069

37 528

Внешнеторговый оборот, млрд. долл. США

4 281

3 449

2 198

829

Доля в мировом экспорте товаров и услуг, %

36,0

28,7

14,2

7,0

Объемы валютных резервов, млрд. долл. США

226,1

169,4

43,4

272,4

Золотой запас, млн. унций

403,6

379,8

261,6

24,6

Государственный долг, % ВВП

68,1

72,8

57,3

130,7

Источник: European Commission, World Bank, IMF.


Категория: Экономика | Добавил: INK_495 (01.10.2007) | Автор: Колесников Никита
Просмотров: 1036 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]