Главная » Статьи » Статьи » Политика

Федерализм в двунациональных странах. Канада и Бельгия
Глобализация и демократические изменения в обществе привели к тому, что централизованные государства все менее отвечают требованиям экономического, социального и культурного развития. Ответом на это послужила перестройка системы распределения государственных полномочий между центральными и региональными и правительствами. Таким образом, правомерно следующее определение федерации: федерация – это институциональное соглашение о форме суверенного государства, отличающееся от других государств только тем, что его региональные единицы, согласно конституционно утвержденным процедурам, участвуют в процессе принятия решений центральным правительством. [King, 1982; 2; 382]

На сегодняшний день в мире насчитывается 24 федерации, в которых проживает около трети мирового населения. Чаще всего эта форма государственного устройства применяется в государствах с пестрым национальным составом и компактно размещенными этническими меньшинствами, так как федерация позволяет лучше учитывать особенности отдельных территорий, создает механизмы, отвечающие интересам этнических, религиозных или лингвистических общностей, порождает стимулы для более быстрого экономического развития субъектов. Однако главной опасностью такого деления является возможная децентрализация федерации.

В данной работе рассмотрен опыт создания федераций в странах с конфликтом между двумя главными нациями, а именно в Канаде и Бельгии. Оба государства являются ассиметричными федерациями, т.е. субъекты федерации неравноправны между собой и в отношениях с центральной властью. В Канаде на особом положении находится франкоязычная провинция Квебек, в Бельгии же Фламандское и Валлонское территориальные сообщества играют первостепенную роль в жизни федерации, приводя к этнокультурным конфликтам.

Таким образом, объектом настоящего исследования стали двунациональные федерации Бельгия и Канада
Цель: выявить особенности федеративного устройства в вышеозначенных государствах
Задачи исследования:
1. изучить научную литературу по обозначенной теме;
2. проанализировать федеративное устройство Королевства Бельгии;
3. проанализировать федеративное устройство Канады;
4. сопоставить полученные данные и сравнить особенности федеративного устройства в каждом из этих государств.

Предпосылки федеративного устройства Канады

Канада является третьей в мире по времени образования федерацией после Швейцарии и США. Хотя при своем создании канадское государство получило название конфедерации (оно сохраняется и теперь), с момента юридического оформления канадской государственности оно формировалось и развивалось как федерация. Своеобразие структуры федерации было во многом обусловлено наличием Французской Канады, которая была объединена с англо-канадскими провинциями. Компромисс между англо-канадцами и франко-канадцами, послуживший предпосылкой создания федерации, с течением времени превратился в фактор, являющийся одной из основ канадского федерализма.

Одной из важнейших причин образования федеративного союза в Канаде было стремление северных британских колоний предотвратить аннексию со стороны США и остаться под юрисдикцией Великобритании. Создание федеративного союза, с сильным центром при ограниченной компетенции провинций, с одной стороны, сохранение за провинциями статуса государств и правовая характеристика Канады как конфедерации, с другой стороны- все это явилось основным; юридическим фактором двусмысленности в определении государственно-территориального устройства Канады и стало правовым источником федерально-провинциальных конфликтов.

Двумя основополагающими конституционными документами Канады, закрепившими, в частности, современную структуру федерации (кроме них действуют еще более двух десятков актов конституционного значения), являются Конституционные Акты 1867 и 1982 гг.. Эти документы определили контуры отношений между федеральным центром и провинциями и распределили компетенцию обоих уровней власти таким образом, что провинции, в отличие от многих других федераций, имеют только те права, которые им были переданы Актом 1867 года. Все прочие функции и права, не отданные провинциям, находятся в компетенции федерации.

При этом полномочия по регулированию многих сфер деятельности, появившихся после принятия Конституционного Акта 1867 года (здравоохранение, часть социальной сферы, трудовое законодательство, рынок труда, страхование от безработицы и др.), посредством судебного толкования в большей части были переданы в ведение провинций, что сыграло огромную роль в усилении роли провинций, способствовало децентрализации федерации и породило споры о компетенции провинций и федерального центра. Следует также отметить, что Конституция 1982 г. не признается провинцией Квебек, что привело к обострению конфликта между англо-канадцами и франко-канадцами, не разрешенному и сегодня.
Таким образом, канадская федеративная система прошла в своем развитии два последовательных этапа – этап централизации (1867 – 1960-ыее гг.) и этап децентрализации (с начала 1960-ых гг.). Их наличие и последовательность были обусловлены объективными историческими процессами. Централизм проявлялся в возможности федерального вторжения в сферу исключительных прав провинций, в принципах формирования и порядке деятельности федеральных органов, а также в распределений властных полномочий в пользу Оттавы в целом. Данный этап развития федеративной системы был исторически необходим, так как параллельно с ним решались вопросы приобретения государственного суверенитета и формирования национальной экономики. Возможность перехода от централизма у децентрализму юридически была заложена самим актом о Британской Северной Америке 1867 года; кроме того, стараясь ослабить федеральный центр, Судебный комитет Великобритании уже с конца XIX века начал реализовывать политику охраны исключительных прав провинций. Практика реализации принципа федерализма, а также многочисленные конституционные конвенции привели к перераспределению властных полномочий в пользу провинций Канады. При этом следует отметить, что процесс перехода от централизма к децентрализму проходил длительный путь эволюции, без каких бы то ни было социальных потрясений.

В настоящее время Канаду относят к числу наиболее дезинтегрированных федераций как в политическом, так и экономическом отношении. Ее сравнительно замкнутые региональные хозяйственные комплексы, слабо объединенные между собой, связаны тесными узами взаимозависимости с экономикой США (исключение составляет Онтарио). Как показывают опросы общественного мнения, население Канады смотрит на возможность разъединения страны как на вполне реальную перспективу, которую еще больше приближает заключение с США в 1994 году соглашения о свободной торговле и присоединение Канады к НАФТА [6; 232]. Исследователи не исключают, что растущая интеграция экономик североамериканских государств способна стимулировать дальнейшее разъединение Канады, подталкивая Квебек, ощутивший себя экономически самостоятельным регионом, к политическому обособлению, к ужесточению политики защиты самобытности в окружении уже не только англо-канадцев, но и объединяющейся англоязычной Северной Америки [там же].

Политико-правовые аспекты взаимоотношений субъектов федерации в Канаде

Канада – федеративное государство в составе Британского Содружества, состоящее из 10 провинций (Ньюфаундленд, Остров Принс-Эдуард, Новая Шотландия, Нью-Брансуик, Квебек, Онтарио, Манитоба, Саскачеван, Альберта, Британская Колумбия) и трех территорий (Юкон, Нунавут и Северо-Западные территории). Главой государства формально остается английская королева, которая назначает генерал-губернатора по рекомендации премьер-министра. Высший орган законодательной власти – парламент, состоящий из палаты общин и сената; в палату общин депутаты избираются от провинции в зависимости от числа жителей сроком на 5 лет, сенаторы назначаются генерал-губернатором. Глава исполнительной власти – премьер-министр – одновременно является и главнокомандующим. Как и совет министров, он ответственен перед парламентом. В провинциях государственное устройство аналогично федеральному. Провинции Канады управляются легислатурами, состоящими из лейтенант-губернатора и законодательного собрания. Все они однопалатные. Законодательное собрание – всенародно избираемые органы во всех провинциях, и число их членов варьируется от 32 (О. Принс-Эдуард) до 125 в Квебеке, где легислатура именуется Национальной Ассамблеей, и Онтарио, где она называется Провинциальным парламентом. В парламенте должность спикера является одной из самых важных. Спикер и вице-спикер Национальной Ассамблеи Квебека традиционно избирается из рядов правящей партии после консультации лидерами оппозиции по предложению премьера [4;28]. Значительную часть парламента субъекта федерации выполняют его постоянные комитеты. Статус комитетов подробно регламентируется в местных законах или регламентах. Так, в Национальной Ассамблее Квебека образуется несколько постоянных комитетов (комитет по социальным вопросам, комитет государственного управления, государственный комитет администрации), в состав которых включаются представители победивших политических партий и независимые депутаты. В обязанности комитета государственного управления входят рассмотрение финансовых обязательств провинции и определенных государственных органов, участие в общем финансовом контроле и др. Срок работы парламентов в провинциях Канады составляет 5 лет, хотя их роспуск может произойти в любое время. Избрание парламентариев производится по одномандатным избирательным округам (Британская Колумбия), либо по двухмандатным избирательным округам (О. Принс-Эдуард).

В результате приспособления монархической формы правления к федеративной форме территориального устройства принципы формирования и функционирования ряда федеральных органов Канады были заимствованы у Великобритании. В настоящее время они не отвечают практике и целям федерализма и подлежат или реформированию (Сенат), или упразднению (Тайный совет). Соответственно необходимо реформировать конституционное статусное право, исключи из него или изменив конституционно-правовые нормы, учреждающие данные государственные органы и регулирующие их деятельность.

Высший судебный орган Канады – Верховный суд из 9 человек, «отражающий региональные и лингвистические различия» [4;244] (трое квебекцев, трое уроженцев Онтарио, двое представителей западных провинций и один от четырех атлантических провинций). Система провинциально-территориальных судебных органов подчинена Верховному суду. Судебная система провинции Квебек имеет значительные отличия от судов других провинций.

Налоговая система Канады является «социально-ориентированным» вариантом классической американской модели [5;70], т.е. налоги являются частично «непересекающимися», но есть и общие. Основными источниками доходов в региональных бюджетах служат подоходные, налоги на потребление и поимущественные налоги. Однако бюджеты регионов сводятся с дефицитом. В провинциях Канады финансовые законопроекты, как правило, представляются министром финансов.

Провинции отвечают за большинство таких социальных программ Канады внутри их границ, как здравоохранение, образование и «вообще за все, что касается природы исключительно местного значения или находящейся в их собственности». Вообще, все провинции, вместе взятые, получают больше прибыли, чем федеральное правительство, что является уникальным случаем для федераций во всем мире. Хотя только провинция может «издавать законы, касающиеся предметов из сферы их интересов», федеральное правительство может начать проводить государственную политику в области компетенции провинций (например, Канадский закон о здоровье). Однако каждая провинция имеет право отказаться от этой программы или не принимать ее.

Социально-экономические и культурные аспекты взаимоотношений субъектов федерации Канады

Канада является экономически высокоразвитой страной, членом Большой семерки. Объем ВВП на душу населения в 2002 году составил 30 766 долл. Однако для государства характерны внутренние диспропорции. Северные провинции слабо вовлечены в промышленное производство и по большей части не обладают минеральными ресурсами. Эти территории в силу природных условий непригодны для развития сельского хозяйства. Концентрация населения здесь очень невелика.

Что касается отраслевой структуры экономики, на сельское хозяйство приходится 3% ВВП (3,7% занятых), промышленность – 31% (21,4%), сферу услуг – 66% (74,6%). Вес добывающих отраслей в экономике неуклонно снижается и составляет ныне 5,5% ВВП. Основной вид добывающей продукции – нефть – поступает главным образом из провинций Альберта и Саскачеван; внутренние потребности покрываются собственным производством при значительных объемах экспорта и импорта. По производству природного газа Канада находится на третьем месте после США и РФ – 171, 3 млрд куб. м, причем 88% газа добывается в провинции Альберта. Также добывающая промышленность играет большую роль в экономике Юкона (полиметаллические, серебряные и медные руды), Квебека (крупное месторождение асбеста, медные и полиметаллические руды), Онтарио (юго-восток провинции богат залежами руд цветных металлов, золота, платины, урановых руд), Манитобы (никелевые руды). Канада является мировым лидером по добыче урана.

Сельское хозяйство развито в провинциях Альберта, Саскачеван и в меньшей степени в Британской Колумбии, Онтарио и Квебеке. В этих же провинциях сосредоточено и основное промышленное производство. Крупными промышленными центрами являются Ванкувер (химическая, машиностроение, судостроение, НПЗ, пищевая, деревообрабатывающая), Оттава (машиностроение, металлургия, электротехническая, пищевая, текстильная), Торонто (машиностроение, химическая, электротехническая). Для юго-восточной части провинции Онтарио (она граничит со штатом Мичиган, на территории которого находится Мичиганский нефтяной бассейн) характерна высокая концентрация промышленного производства, в основном предприятий химической, нефтеперерабатывающей отраслей, машиностроения (ряд автосборочных предприятий выполняет заказы американских автомобильных гигантов); этот регион является и основным производителем электроэнергии, благодаря ТЭС и трем АЭС. В Квебеке расположен аэрокосмический комплекс Канады.

Население Канады составляет 31, 4 млн чел, среднегодовые темпы прироста составляют 0,9%. Уровень жизни в государстве – один из самых высоких в мире. Однако для государства характерен довольно высокий для развитой страны уровень безработицы – 7,7 %. Он достигается за счет притока неквалифицированных рабочих-иммигрантов. В 1999 г. в Канаду легально иммигрировали 173 тыс. человек, в основном из Азии.

В Канаде две нации и свыше восьмидесяти народов. Сейчас коренных жителей менее 1 млн человек, в том числе 800 тыс. индейцев и 41 тыс. инуитов (эскимосов). В 1999 г. значительная часть северо-западных территорий была выделена в особую административную национальную единицу – Нунавут, определив основную область проживанию инуитов. Многонациональный состав населения – во многом результат иммиграции. В XX веке заметно упала доля англо-канадцев (с 60 до 35%), несколько снизилась доля франко-канадцев (с 31 до 25%) при повышении удельного веса представителей других национальностей (с 8,5 до 40%) [3; 304] В Канаде два официальных языка – английский и французский; на уровне разговорной речи обоими владеет 17% населения, только английским – 67% и только французским – 14%. В отличие от федеральной языковой политики, провинции сами устанавливают официальный язык на своей территории. Официальным языком во всех провинциях и территориях, исключая Квебек и Нью-Брансуик, является английский. В Квебеке официальный язык — французский. 85 % франкоязычных канадцев проживают в Квебеке. Значительные группы франкоговорящего населения проживают в северном Нью-Брансуике (это единственная провинция, где оба языка признаны официальными), а также в восточном и северном Онтарио, в южной Манитобе и в Саскачеване. Многочисленные местные языки признаны официальными в Северо-Западных территориях. В Нунавуте, новой канадской территории на крайнем севере, родным языком для большинства населения (инуитов) является инуктитут (эскимосский язык), один из трех официальных языков этой территории.

За образование в Канаде отвечают провинции и территории; на сегодняшний момент в Канаде нет государственного министерства образования. Каждая из образовательных систем похожа на другие, одновременно отображая свою собственную историю, местную культуру и географию соответствующей провинции. Лишь система в Квебеке больше всего отличается от других: там по окончании основной школы учеба продолжается в Училище общего профессионального образования – школе, подготавливающей к поступлению в университет и готовящей технических специалистов. Возраст обучения различается по Канаде, но обычно это промежуток с 5-7 до 16-18 лет, способствующий 99-процентной грамотности взрослого населения. За полное среднее и высшее образование отвечают провинциальные и территориальные правительства, которые в основном его и финансируют; федеральное правительство дополнительно предоставляет субсидии на научно-исследовательскую деятельность. На 2002 год 43% взрослых канадцев от 25 до 64 лет уже получили полное среднее или высшее образование, а от 25 до 34 лет число таких людей составляет 51%.

Что касается культуры, то для Канады характерны многочисленные заимствования, включая кино, телевидение, одежду, жилище, частный транспорт, потребительские товары и продукты питания, у США. Но несмотря на это, Канада обладает своей уникальной культурой. Вследствие того, что Канада была в своё время заселена иммигрантами из различных стран, в стране распространена политика мультикультурализма, или многокультурности. В канадских городах можно найти элементы из различных культур со всего мира; во многих городах существуют кварталы с преобладанием какого-либо национального меньшинства (например, китайский, итальянский, португальский кварталы, в Торонто, Монреале), и регулярно проводятся фестивали, посвященные культурам разных стран. Приморские провинции сохраняют кельтский фольклор ирландцев и шотландцев, который в то же время хорошо сочетается с галло-романскими ритмами кельтской Галлии, преобладающими в Акадии и в Квебеке. Также заметно влияние коренного населения Канады: во многих местах можно встретить огромные тотемные столбы и другие предметы искусства коренных народов. Кроме того, значительно различается франкоязычное население Канады. Оно придает особенную специфику всему американскому континенту и самому характеру Канады, многие считают Монреаль центром франкоязычной культуры в Америке. Так, многие франкоязычные люди искусства приезжают в Монреаль из четырех уголков страны (Квебек, Акадия, Онтарио, Манитоба и т.д.), из США (особенно из Луизианы), а также из Карибского региона, чтобы сделать карьеру в области литературы, музыки, кино и т.д.
Таким образом, среди важнейших социально-экономических проблем Канады нужно выделить высокий уровень безработицы, замедленный экономический рост, наличие обширных депрессивных районов, а среди национальных – проблему положения франко-канадцев и коренных народов.

Предпосылки федеративного устройства Королевства Бельгия

Бельгия получила независимость в 1830 году в результате революции и с тех пор является конституционной монархией, однако федеративным государством она стала только в 1980 году. Бельгию можно рассматривать как классический пример теории о том, что если какие-то общности проживают достаточно компактно, то их проблемы можно решить путем территориального федерализма. Однако если на территории проживают несколько этнических или религиозных групп с ярко выраженной политической волей, тогда дело осложняется и требует создания дополнительных структур. Так произошло в Бельгии, где столкнулись интересы фламандцев, франкофонов и немецко-говорящего населения. Здесь была создана модель «персонального федерализма» [2; 8], сочетающего территориальный и экстерриториальный принципы в виде сосуществования субъектов.
Новая конституция Бельгии от 1994 года объявляет данное государство федеративным государством-монархией со сложным набором составляющих его устройство элементов: этнотерриториальных субъектов (фламандская, германская, французская, этнические общины), трех треиториально-экономических регионов (Фландрия, Валлония, Брюссель), четырех языковых сообществ (франкоязычного, голландскоязычного, германоязычного, двуязычного Брюсселя). Причина такого нагромождения столь трудно сочетаемых принципов построения федерации заключается отсутствии четкой концепции деления. В итоге в Бельгии была установлена децентрализованная федеративная система. Характерной чертой бельгийского федерализма является предоставление территориальным и этнолингвистическим субъектам федерации максимального набора полномочий при размытости прерогатив федеральной власти.

Политико-правовые аспекты взаимоотношений субъектов федерации Королевства Бельгии

Бельгия — федеративное государство, иногда называемое двойной федерацией, так как Бельгия делится одновременно на три округа и три языковых сообщества. Административное деление Бельгии - 10 провинций (Антверпен, Фламандский Брабант, Валлонский Брабант, Эйно, Льеж, Люксембург, Намзор, Восточная Фландрия, западная Фландрия). (См. приложение 2)

Каждый округ и каждое языковое сообщество имеет свой парламент и своё правительство, однако по обоюдному согласию парламент и правительство Фламандского округа и Нидерландскоязычного сообщества были объединены. Таким образом, в Бельгии имеется шесть правительств и шесть парламентов. Состав каждого Совета сообщества (который одновременно является Советом региона) формируется сроком на 5 лет, причем выборы в названные представительные органы власти проводятся в один и тот же день и совпадают с выборами в Европейский Парламент. Федеральное правительство отвечает за координацию действий остальных пяти правительств, а также за вопросы общегосударственной важности, как то: оборона, иностранные дела, общегосударственная экономическая и монетарная политика, пенсии, здравоохранение. В зону ответственности округов входит руководство местной экономикой, публичные работы (например, дорожное строительство), вопросы экологии и т. п.), в зону ответственности языковых сообществ — прежде всего вопросы, связанные с культурой, в том числе образование, научная деятельность и спорт.

В Бельгии для защиты интересов языковых меньшинств Совет Брюссельского Столичного региона учредил особую процедуру принятия закона: окончательное принятие соответствующего законопроекта определяется абсолютным большинством голосов представителей каждой языковой группы.

Социально-экономические и культурные аспекты взаимоотношений субъектов федерации Королевства Бельгия

Бельгия – экономически высокоразвитая страна с объемом ВВП 28 830 долл на душу населения. В отраслевой структуре ВВП сельское хозяйство занимает 1%, промышленность – 27%, сфера услуг – 72%. Производство стали, цемента и химических продуктов в основном сконцентрировано в долине рек Самбра и Маас. Крупнейшие промышленные города — Монс, Шарлеруа, Намюр и Льеж. Ранее в этом районе также велась добыча угля, но в 1980-е последние шахты были закрыты. Центр стальной промышленности — Льеж. Продукция химической промышленности — удобрения, красители, фармацевтические вещества, а также различные пластмассы. Центр нефтехимической промышленности расположен в Антверпене, в Брюсселе располагается штаб-квартира крупной химической и фармацевтической компании Solvay. Текстильная промышленность, зародившаяся ещё в Средние века, включает переработку хлопка, льна, шерсти, синтетических тканей. Одни из важнейших видов продукции текстильной промышленности — ковры и одеяла. Главные центры текстильной промышленности — Гент, Кортрейк, Турнэ, Вервье. Брюссель, Брюгге и Мехелен известны как старинные центры производства кружев. Другие отрасли промышленности — обработка алмазов (прежде всего в Антверпене), производство цемента и стекла, деревообработка, пищевая промышленность. Имеется несколько автомобильных производств. Экономика Бельгии сильно ориентирована на международный рынок. Основные импортные товары — продукты питания, машины, необработанные алмазы, нефть и нефтепродукты, продукты химической промышленности, одежда и текстиль. Основные экспортные товары — автомобили, продукты питания, железо и сталь, обработанные алмазы, текстиль, пластмассы, нефтепродукты и цветные металлы.

В 1970 — 80 годы экономический центр страны переместился из Валлонии во Фландрию. Это связано с упадком традиционных отраслей экономики Валлонии — добычи угля и чёрной металлургии. В настоящее время добыча угля прекращена совсем, металлургия же остаётся важной отраслью экономики, хотя её значение сильно уменьшилось. Сейчас экономика Фландрии получает больше инвестиций. Во Фландрии большое внимание уделяется прикладным научным исследованиям. Уровень безработицы в Валлонии в два раза выше, чем во Фландрии. Основная отрасль энергетики — атомная. В Бельгии имеется две АЭС, одна неподалёку от Антверпена, другая — в районе Юи. В настоящее время 75 % электроэнергии в стране производится на АЭС. Бельгия располагает развитой транспортной системой. Антверпенский порт — второй по величине порт в Европе. Также хорошо развит внутренний транспорт. В целом же для Бельгии не характерны такие тяжелые внутренние диспропорции как в Канаде.

Численность населения Бельгии составляет 10, 3 млн чел. Бельгия отличается высокой плотностью населения (342 человека на км2), уступая по этому параметру в Европе только Нидерландам и некоторым карликовым государствам. Самая высокая плотность населения по стране наблюдается в районе, ограниченном городами Брюссель-Антверпен-Гент-Лёвен (так называемый «фламандский ромб»). Самая низкая плотность населения — в Арденнских горах (провинция Люксембург). Две главные группы, составляющее население страны — фламандцы (около 60 % населения) и валлоны (около 40 % населения). Фламандцы живут в пяти северных провинциях Бельгии и говорят на нидерландском языке и его многочисленных диалектах Валлоны живут в пяти южных провинциях, составляющих Валлонию, говорят на французском, валлонском и некоторых других языках. После независимости Бельгия была франкоориентированным государством, и единственным государственным языком сначала был французский, хотя фламандцы всегда составляли большинство населения. Даже во Фландрии французский долгое время оставался единственным языком среднего и высшего образования. После первой мировой войны в Бельгии возникло движение за эмансипацию нидерландскоязычного населения. Результатам его стала так называемая «языковая борьба». Борьба стала приносить плоды к шестидесятым годам XX века. В 1963 году был принят пакет законов, регламентирующий использование языков в официальных ситуациях. В 1967 впервые был создан официальный перевод конституции Бельгии на нидерландский. К 1980 оба главных языка страны были фактически уравнены в правах. С 1993 Бельгия была разделена на округа, являющиеся субъектами федерации. Единственным официальным языком на территории Фламандского округа является нидерландский. Несмотря на достигнутые успехи, языковые проблемы до сих пор приводят к эскалации напряжения между двумя главными группами населения страны. Так, в 2005 году проблема разделения двуязычного избирательного округа Брюссель-Халле-Вилворде чуть было не привела к отставке правительства и политическому кризису. Важнейшее национальное меньшинство Бельгии — немцы. Их число составляет приблизительно 70 000 человек. Места компактного проживания немцев (на востоке Валлонии) входят в состав немецкоязычного сообщества, имеющего большую автономию, прежде всего в вопросах культуры. Особенностью культурной жизни Бельгии является отсутствие единого культурного поля. Фактически культурная жизнь концентрируется в пределах языковых сообществ. В Бельгии нет общегосударственного телевидения, газет и других средств массовой информации. Также отсутствуют двуязычные университеты (за исключением королевской военной школы) и крупные научные или культурные организации.

Таким образом, для Бельгии характерна некая «биполярность федерализма», выражающаяся в том, что Фламандское и Валлонское территориальные сообщества играют первостепенную роль в жизни федерации. В этих условиях обычные технические противоречия между той или иной местной управленческой инстанцией и федеральными органами власти неизбежно порождают конфликт между двумя основными сообществами.

Несмотря на то, что Бельгия и Канада относятся к разным типам федераций (Бельгия – к западноевропейскому, Канада – к североамериканскому), некоторые особенности федерального устройства у них схожи. Оба государства являются двунациональными, однако велика роль национальных меньшинств. Для обоих государств характерен процесс децентрализации и усиления роли субъектов федерации. Бельгия и Канада относятся к числу экономически высокоразвитых стран мира, однако при этом для Канады характерны тяжелые внутренние диспропорции, вызванные природными условиями. Для обоих государств характерно противостояние крупных наций. Однако при этом каждое государство представляет свою особую модель решения этнокультурных проблем.

Специфику канадского федерализма определили особенности правового, исторического, экономического, социально-политического развития Канады. Канадская модель основывается не только на принципе создания многокультурного общества, но и на представлении о том, что федеральная система может сочетаться с парламентским режимом вестминстерского типа [2; 394-395].

Для Канады политика федерализма является политикой выживания, и именно федерализм послужил основой для создания и сохранения Канады как единого государства. Особое значение придается разграничению компетенции федерального центра и провинций.

Во второй половине 20 века внутри канадской федерации сложилось несколько осей противостояния:
- противостояние западных провинций (Британской Колумбии и Альберты) федеральному центру (преимщественно Онтарио)
- противостояние приморских провинций (Новой Шотландии, Нью-Браунсуика, Острова Принс-Эдуард, а также Ньюфаундленда) всей остальной Канаде
- противостояние Квебека англоязычным провинциям.

Перечисленные противоречия обусловлены рядом объективных различий между провинциями, наиболее значимыми из которых в период децентрализации стали экономические, культурные и политические. Для их разрешения федеральное правительство осуществляло «политику выравнивания», реализуя многочисленные программы. Однако оно столкнулось с серьезной концептуальной проблемой: выбор программ и порядок их финансирования ведут к дальнейшей децентрализации федерации, что еще более ослабляет роль центра. Но по поводу характера децентрализации среди правительств провинций нет однозначного мнения: Онтарио, Квебек и Атлантические провинции стремятся к реализации ассиметричной децентрализации, остальные провинции – исключительно к симметричной. Кроме того, Онтарио, отождествляя свои интересы с общеканадскими, стремится к ограничению децентрализации в целом.

Канада стоит на пути признания себя не двунациональной, но многонациональной страны, о чем свидетельствует процесс признания прав коренных народов на политическую автономию на землях их традиционного проживания. Результатом данного процесса стало образование новой федеральной территории – Нунавута, расширение самоуправления индейских общин, а также расширение конституционно-правового статуса федеральных территорий в целом. Все перечисленные явления получили статутное закрепление в канадском праве.

Крайне опасной с позиции сохранения целостности государства и эффективности государственного управления является структурирование федерации не на территориальном, а на этнолингвистическом признаке, придание статуса субъекта федерации, наряду с территориями, этническим, лингвистическим, конфессиональным и иным субкультурным общностям и обеспечение каждой из них представительства в верхней палате федеральной легислатуры. В процессе формирования федеративной системы Бельгии произошла подмена модели дуалистического федерализма системой управления, определяемой учеными как «система обоюдной исключительности». Данная система управления ослабляет единство действий между регионами, территориальными и этническими коллективами. Вот чему культурный обмен между двумя этносами практически не происходит. В отличие от Канады, Бельгия эволюционирует скорее в конфедеративном направлении. Важнейшим достижением бельгийской федерации можно считать достижение подлинно правового контракта между сообществами.

Таким образом, главный вывод, который можно сделать на основании вышеприведенных данных – федерации, основанные на этнолингвистическом признаке, неустойчивы. В основе территориально-политической единицы должны лежать экономическая и политико-социальная целесообразность. В противном случае, это ведет к децентрализации и сепаратистским движениям, как это можно наблюдать на примере Канады и Бельгии.

Список литературы

1. Вольский В. В. Социально-экономическая география зарубежного мира. – М.: Дрофа, 2005
2. Колосов В. А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география. – М.: Аспект Пресс, 2005
3. Страны и регионы мира: экономико-политический справочник \под ред. А. С. Булатова. – М.: Проспект, 2006
4. Федерализм в России и мире. Учебное пособие под ред. Р. С. Хакимова, Б. П. Железнова. – Казань, 2004
5. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовые исследования). – М.: Юристъ, 2001
6. Федерализм: Энциклопедия. – М.: МГУ, 2000

Категория: Политика | Добавил: Julia (19.10.2008) | Автор: Никишева Ксения
Просмотров: 5019 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]