Главная » Статьи » Статьи » Политика

Ирано-иракская война 1980-1988гг
Введение

В течение последней четверти ХХ века регион персидского залива являлся одним из самых напряженных в социальном, экономическом и военном отношениях. Здесь на основе богатейших нефтяных месторождений планеты во многом формируются общие условия международных поставок нефти; в течение восьми лет велась крупномасштабная и весьма разрушительная ирано-иракская война, а вслед за нею не менее тяжелая по итогам и последствиям война за Кувейт; наблюдаются усиленная гонка вооружений, постоянное и многостороннее вмешательство инорегиональных сил. Причем такие факторы, как "повышенная международная напряженность", "нефть" и "Персидский залив" в непосредственной взаимосвязи активно влияют на мировую политику.

Именно в последней четверти нынешнего века Персидский залив превратился, можно сказать, в один из важнейших очагов международного противоборства мирового масштаба. В этот период державы Запада и Востока впервые стали непосредственно вводить сюда и масштабно применять крупные вооруженные силы уже не в целях дополнительной поддержки своих главных позиций где-то в Европе, или в иных географических зонах, а для защиты собственных интересов именно в Персидском заливе и на всем Ближнем и Среднем Востоке. Вспомним десятилетнее пребывание и боевые действия советского стотысячного военного контингента в Афганистане, все более усиливавшееся вооруженное вмешательство США в ирано-иракскую войну, войну американской армии совместно с союзниками против Республики Ирак за Кувейт, продолжение американо-иранской военной конфронтации, и, наконец, совместные маневры американских и кувейтских военных подразделений в водах Залива, имитировавших действия против Ирака и Ирана.

В последнее время много говорится о гипотетическом военном решении "иранского вопроса". В этой связи представляет особый интерес ирано-иракская война 1980-х гг., которая до определенной степени может ответить на вопрос, как будет вести себя Тегеран в случае очередного военного конфликта. Но война между Ираном и Ираком осталась в тени последующих битвы сражений на Ближнем и Среднем Востоке. С распадом Советского Союза, последовавшим вскоре после завершения боевых действий между Багдадом и Тегераном, интерес к этой войне был надолго утрачен и в новой России. Смута и внутренние конфликты 1990-х гг. явно не располагали к изучению опыта боев между Багдадом и Тегераном.

Общая характеристика конфликта

На протяжении всего XX столетия мировое сообщество было свидетелем жесткой международной борьбы как в региональном, так и в мировом масштабах за нефть региона - за количества и условия ее покупки у производителей и продажи потребителям, за характер использования так называемых "нефтедолларов". В последнем случае имеется ввиду, в чью пользу - Запада и его местных союзников, или же его политических противников - "работали" эти доходы от экспорта и иной реализации нефти. Правящие круги Запада всегда считали, что желаемые для себя результаты в регионе Залива можно получить прежде всего благодаря созданию стабильного блока (или по крайней мере круга) лояльных и дружественных, а также зависимых режимов. Пусть даже характеристики последних были неоднозначными, также как и уровни сотрудничества с ними. Однако определяющим мотивом поведения Запада здесь выступала стратегическая цель, которая заключалась в том, чтобы, опираясь на поддержку обозначенных стран, обеспечить благоприятные условия для торжества своей политики в регионе и по возможности расширять ее масштабы.

Персидский залив занимает особое место в мировой торговле нефтью. Здесь сосредоточены богатейшие нефтяные месторождения мира и находятся ее крупные производители и экспортеры. Разведанные и подтвержденные запасы нефти в регионе в 80 - 90-е годы были оценены на уровне 56-60% общих мировых запасов, а производство -18-20% к итогу. Среди крупнейших производителей и экспортеров нефти - членов ОПЕК в рассматриваемые годы выступали Саудовская Аравия (26%), Иран (10-12%), Ирак (7-9%)/ Кувейт и ОАЭ (по 6-7%), Катар (2%) и т.д. То есть на зону Персидского залива приходилось до половины всего нефтяного вывоза ОПЕК на международные рынки. Наряду с этим, важными специфическими чертами указанного региона выступали: крупные поступления нефтедолларов, которые существенно повысили платежеспособность местных стран и увеличили их запросы на импорт технологии и потребительских товаров в соответствии с государственными планами ускоренного экономического и социального развития: исламский характер и неразвитость многих элементов местных общественных структур; способность государств региона регулировать экспорт нефти на мировые рынки с целью увеличения своих валютных поступлений.

Из ведущих промышленно развитых стран в наибольшей зависимости от нефти Персидского залива находились Япония и ряд государств Западной Европы. Так, вывоз нефти из Залива Японией к итогу всего ее нефтяного импорта составлял 60%, Италией - 34%, Францией - 24%, ФРГ - 14% и т.д." Хотя США испытывали сравнительно меньшую потребность в нефти Персидского залива, они, как ведущая держава Запада, осознавали значимость этого региона для стабильности существующей системы взаимоотношений в мировой торговле, а также с политической точки зрения. Когда же в Заливе стали развиваться события, угрожавшие нефтяным и стратегическим интересам Запада, регион сразу же превратился в мощный очаг многостороннего противоборства местных государств при активном соучастии США и их западных союзников.

Внешнеполитическая ситуация в регионе

Главная политическая задача Запада, и США в частности, в зоне Персидского залива, исходя из конкретно сложившейся здесь с конца 70-х годов политической ситуации, заключалась в сохранении и упрочении приобретенных в прошлом политических, экономических и социальных позиций в системе влияния на внешнюю политику местных государств. В первую очередь Запад старался не допустить: 1) проникновения и развертывания прокоммунистической идеологии и влияния бывшего СССР; 2) усиления инициативы и влияния уже сформировавшихся к тому времени социально-радикальных режимов (Ирана, Ирака, ДРА); 3) потери своих господствующих позиций в сфере приобретения нефти Залива; 4) возникновения новых общенациональных социальных потрясений, которые, как правило, приводят охваченные ими общества к конфронтации с интересами США и их союзников в этом регионе. На этом основании внимание Запада к Персидскому заливу, а следовательно и его активность здесь, стали значительно масштабнее. Американское правительство дало развернутое обоснование своей позиции по Заливу: "Ближний Восток и Персидский залив являются в совокупности жизненно важным регионом для США по своим энергоресурсам, стратегическому положению, по своему непредсказуемому враждебному влиянию, а также ввиду продолжительных и тесных связей Соединенных Штатов со многими местными нациями. То, что может случиться в Юго-Западной Азии, серьезно скажется экономически на индустриальном мире... Контроль СССР над нефтяным потоком из Залива на Запад, манипуляция им могут иметь серьезные последствия для системы западного сообщества. Мы должны помочь нашим союзникам в Персидском заливе защитить себя политически и экономически против внешней агрессии. Мы также должны поддержать свободу мореплавания, прохода через проливы".

Еще до революций в Иране и Афганистане Вашингтон приступил к плану постепенного установления своего непосредственного и многостороннего присутствия в зоне Персидского залива. Однако США еще избегали применять такие грубые формы вмешательства, как военная интервенция или крупные военные демонстрации.

События в Афганистане и Иране поломали прежнюю концепцию "сравнительно медленного вползания" США в Залив. Во-первых, в лице Исламской Республики Иран и Демократической Республики Афганистан они встретили враждебные им по идеологическим концепциям и политическим устремлениям на БСВ государственные режимы. Во-вторых, администрация Картера опасалась развития прокоммунистической тенденции не только со стороны Кабула, но и в ходе исламской иранской революции, пути движения которой в то время были непредсказуемы. Ввод в декабре 1979 года советских войск в Афганистан вызвал резкое послание президента Д. Картера советскому правительству. Одновременно все соответствующие государственные органы и армия США начали разворачивать деятельность на всемерное усиление американского непосредственного и опосредствованного присутствия в Персидском заливе. При президенте Р. Рейгане "теория усиления советской опасности" получила еще большую поддержку. Вашингтоном было заявлено, что "нынешнее развитие Ирана становится одним из двух (наряду с опасностью очередной арабо-израильской войны) спусковых механизмов на Ближнем и Среднем Востоке для ядерной конфронтации между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки".

В отношении второй крупной неприятной проблемы Запада - Исламской Республики Иран. На первых порах после февральской революции 1979 года в Вашингтоне не могли "вычислить точно" силу антизападного радикально-исламского потенциала нового иранского государственного режима. В связи с этим, США и их союзники пока заняли позицию осторожного диалога с ИРИ, чтобы, исходя из складывавшегося характера ее власти, строить и видоизменять свою политику в отношении нее. Однако последовавшее вскоре усиление антиамериканизма, пленение 53 американских заложников в посольстве США в Тегеране, аннулирование Ираном всех соглашений и контрактов - политических, военных, нефтяных и других - с правительством США и американскими компаниями, запрещение иранских поставок нефти Израилю и ЮАР, а также национализация крупной иранской предпринимательской собственности, тесно сотрудничавшей с иностранным капиталом, и прежде всего с американским, вызвали пересмотр этой позиции Вашингтоном еще при нахождении у власти администрации Дж. Картера в сторону усиления политической конфронтации между этими государствами. В данном плане были заморожены и арестованы иранские активы в американских банках (в том числе и в их филиалах за рубежом) на 8 млрд. долл., а против

Исламской Республики Иран был введен режим экономического бойкота. Чтобы обосновать антииранские репрессивные акции администрация США стала выступать с резкими обвинениями против Гегерана в ООН. Они сводились к нарушениям прав человека, поощрению терроризма, стремлению ИРИ получить доступ к производству ядерного и иного оружия массового уничтожения. В том же направлении использовались скандальные процессы Международного суда в Гааге о "разбойничьих" действиях Тегерана в сфере международного экономического сотрудничества.

Другие государства западного сообщества, в целом поддерживая действия США в отношении Исламской Республики Иран, не пошли на свертывание, за некоторым исключением, своих экономических связей с нею.

Когда вспыхнула ирано-иракская война Вашингтон не только запретил американским фирмам поставлять оружие Ирану, но и настойчиво требовал соответствующих мер от правительств союзных стран. Однако на протяжении этой долговременной (в течение 8 лет) войны США, проводившие линию на ее затягивание, в разные временные отрезки оказывали разовые поддержку и материальную помощь (в том числе и соответствующими партиями необходимого воюющим сторонам оружия) то Багдаду, то Тегерану. Также небеспристрастно в войне вела себя Франция, которая, попав в тиски собственных экономических затруднений, превратилась в крупнейшего поставщика оружия Республике Ирак.

В итоге Запад добился желаемых результатов от ирано-иракской войны - экономический и военный потенциалы Ирана и Ирака были сильно надорваны, они понесли крупные людские потери, что значительно ослабило их возможности для влияния на БСВ.

Однако и после окончания войны Запад не прекратил действие санкций против ИРИ, а частично и в отношении Республики Ирак. Все это осуществлялось на фоне обширной поддержки призаливных аравийских стран. То есть продолжалась политика на всемерное сдерживание развития недружественных Западу в регионе государств.

Политическое влияние и участие Советского Союза в зоне Персидского залива с момента ввода (декабрь 1979 г.) советских войск в Афганистан резко пошло на убыль, ввиду обострения климата доверия к нему со стороны местных правительств. По сути образовался вакуум, который практически полностью заполнило влияние Запада, и в первую очередь США. Некоторое восстановление утерянных позиций началось в 90-е годы уже Российской Федерацией, и главным образом с Исламской Республикой Иран через поставки вооружений и некоторых видов технологий. Развитие межгосударственных отношений России с призаливными аравийскими странами не выходят за рамки обычных доброжелательных двусторонних межгосударственных контактов и не ослабляют привязанности этой категории государств региона к тесному сотрудничеству с Западом. Что касается Республики Ирак, то Российская Федерация, присоединившись к резолюциям Совета безопасности ООН, пока не решается самостоятельно прорвать Международную экономическую блокаду этого государства.

Внутрирегиональная ситуация

Республика Ирак.

В 80-е годы, связи с образованием Исламской Республикой Иран и вспыхнувшей войной с этой страной, в региональной политике Багдада произошли большие изменения. Они характеризовались следующим образом:

1) сближение и расширение экономического и политического сотрудничества с С. Аравией и Кувейтом, относившихся лояльно к Ираку, в связи с опасениями возможной агрессии со стороны Ирана. В зоне же Персидского залива в целом задача иракской дипломатии заключалась в обеспечении поддержки богатыми арабскими государствами Ирака в его войне с ИРИ;

2) смягчение антизападных выступлений режима и всемерное стимулирование хозяйственных и военных связей со странами Запада. Политические противоречия с Соединенными Штатами Америки, а также антиимпериализм во многом были сняты с повестки дня внешней политики Багдада (то есть они фигурировали скорее в пропагандистском аспекте, чем в конкретных действиях ). Между Республикой Ирак и США были восстановлены дипломатические отношения и нормальные кредитно-хозяйственные связи. Баасистский режим С. Хусейна перестал быть значительной политической помехой американской политике на БСВ, и, прежде, всего в зоне Персидского залива;

3) проявление заинтересованности Багдада в интернационализации ирано-иракской войны, не останавливаясь даже перед опасностью усиления военного присутствия внерегиональных государств в Персидском заливе.

Такой политический курс принес Ираку крупные дивиденды, весьма необходимые ему в тяжелых условиях войны с Ираном. Его наиболее важным результатом явилось то, что финансовая и материальная помощь С. Аравии и Кувейта Ираку за 1981-1987 годы составила беспрецедентную цифру - 45 млрд. долл. Кроме того, в счет Ирака (ввиду сокращения в результате войны его нефтяного экспорта до 700 тыс. барр./день) Кувейт стал продавать нефть иностранным потребителям и перечислять эти суммы Багдаду; к концу войны заработал новый нефтепровод из Ирака через территорию С. Аравии в красноморский порт Янбо.

Со стороны Запада были сняты какие-либо препятствия для развития нормальных взаимоотношений с Республикой Ирак. Франция и другие западные державы поставляли Багдаду новейшие виды вооружений: Франция - самолеты "Супер Этандар" и ракеты "Экзоссе", США -вертолеты "Бэлл" и т.д. Вашингтон предоставил Багдаду сельскохозяйственный и продовольственный кредит на 3,2 млрд. долларов и оказал другую помощь.

Затрагивая другие стороны внутрирегиональной политики Ирака в годы войны с Ираном, следует отметить методичные бомбардировки иранских городов и важных хозяйственных объектов, а также развязывание танкерной войны в Персидском заливе, с целью провоцирования интернационализации войны.

Исламская Республика Иран.

Специфической чертой иранской революции 1979 года было ее националистическо-религиозное содержание. Провозглашение исламской республики с ведущей фундаменталистской идеологией и отрицательное отношение к неоколониалистской деятельности Запада в Иране и других развивающихся странах обусловили осложненный характер становления этого режима.

Основным принципом внешней политики ИРИ в регионе Персидского залива и Среднего Востока выступала борьба за формирование в нем нового политического климата. Такой курс предполагал: а) наступательность иранской исламско-фундаменталистской идеологии (приоритет религиозно-политической власти в общественной жизни); б) борьбу за создание исламского фронта противостояния влиянию внешних сил, особенно США, под лозунгом "Ни Восток, ни Запад"; в) критику местных монархических режимов и правительств, поддерживавших неоколониалистские отношения с западными державами. Негативное отношение к присутствию иностранных держав в Персидском заливе, к промосковскому режиму в Демократической Республике Афганистан. Как показало дальнейшее развитие политических событий в Персидском заливе, проведение в жизнь вышеуказанного принципа вызвало усиление внутрирегиональных противоречий, повышенное напряжение общественных и государственных сил не только у Ирана, но и у соседних стран.

Причем во взаимной борьбе соперничавших государств весьма важную роль, с точки зрения масштабности и эффективности воздействия, играл нефтяной фактор (а именно в сфере условий приобретения и использования нефтедолларовых доходов). Так, в ОПЕК Исламская Республика Иран преследовала следующие цели: а) добиваться наивысших международных цен на нефть, чтобы обеспечить гарантированные высокие валютные поступления, необходимые для ведения войны с Ираком и во имя спасения национальной экономики от краха; б) использовать эту организацию в качестве идеологической трибуны исламской власти Ирана: превратить ОПЕК в арену критики США, Запада в целом и проамериканских режимов на БСВ.

Однако на этом поприще ИРИ, а также поддерживавшие инициативы Тегерана Ливия и Алжир, встретили мощную обструкцию со стороны С. Аравии, Кувейта и других членов организации. Последние по сути солидаризировались с политикой Запада в сфере установления международных цен на нефть и квот на экспорт нефти каждой страной. В результате такой сложной борьбы на мировом нефтяном рынке с 1982 года международные цены на нефть приобрели тенденцию к стремительному падению. Это привело к сокращению доходов от экспорта нефти практически всех членов ОПЕК, но особенно сильно 'дарило по Ирану (в 1982 г. - 20,5. 1984-1989 гг. - 9,0-13,4 млрд. долл. ежегодно)". Данное обстоятельство значительно ухудшило возможности властей ИРИ противостоять своим многочисленным врагам и недоброжелателям из среды соседних стран и внерегиональных держав, особенно США. Таким образом в 80-е годы юфтяной фактор выступал в качестве актуальнейшего политического оружия в руках соответствующих государств по подавлению или существенному ослаблению своих противников в регионе Персидского залива.

Вторым видом политического давления оппонентов на Тегеран в "оды ирано-иракской войны выступило развязывание Багдадом танкерной войны в Заливе. Дело в том, что доходы от экспорта нефти выступали практически основным средством финансирования национального бюджета ИРИ, и в первую очередь его военной части. Падение мировых цен на нефть резко ухудшило финансовое положение Ирана, танкерная же война угрожала ему финансовым крахом. Все это происходило тогда, когда Ираку в крупных масштабах помогали богатые арабские соседи. В таких условиях ответные акции Ирана не могли остановиться только на иракских судах, он был вынужден наносить удары и по кораблям союзников Багдада, а также по судам, которые могли везти товары и оружие, предназначенные Ираку, хотя и имевшие адресатами порты других стран. В итоге началась охота за всеми судами, следовавшими через Ормуздский пролив, началась по сути международная танкерная война в Заливе. Нанося удары по нефтяному потоку из арабских стран Залива, Иран угрожал вызвать новый мировой нефтяной кризис с соответствующими негативными последствиями для Запада. По данным лондонской страховой компании "Ллойд", нападениям с двух сторон подверглись свыше 500 судов, из которых более 160 получили повреждения. Причем на заключительном этапе войны в 1987-1988 годы такой вид нанесения ударов усилился.

Танкерная война, наряду с иссякшими ресурсами у воюющих сторон для ведения стратегически результативных наступательных операций, привела и Тегеран, и Багдад, а также другие заинтересованные в делах Залива государства к выводу о необходимости скорейшего прекращения огня и заключения мира. В августе 1988 года под патронажем ООН стороны подписали соглашение о прекращении военных действий.

Ирано-иракская война

Ирано-иракский конфликт, начавшийся 22 сентября 1980 г., был подготовлен всем ходом развития сложных и противоречивых отношений между Ираком и Ираном. Они характеризовались в тот период наличием острых межгосударственных противоречий, взаимного недоверия и враждебности. С момента прихода к власти в Ираке в 1968 г. баасистов, кризисные явления в отношениях между двумя странами неоднократно приводили к вооруженным столкновениям на ирано-иракской границе и ставили Ирак и Иран на грань войны. Шахским Ираном Ирак рассматривался в качестве главного противника в регионе.

Со свержением шахского режима характер ирано-иракских отношений не изменился. Противоречия между двумя странами еще более обострились, что в итоге привело к военному столкновению между ними.

Активные и широкомасштабные боевые действия на границе были начаты иракской стороной. Однако не меньшую роль в развязывании вооруженного конфликта между Ираком и Ираном сыграло и само иранское духовенство во главе с аятоллой Хомейни. Своими подрывными действиями против иракского режима тегеранские муллы фактически спровоцировали Багдад на военную акцию.

Следует отметить и подстрекательские действия западных, в первую очередь американских, спецслужб, которые посредством специально подобранной дезинформации подталкивали иракское руководство к прямой военной конфронтации с Ираном.

За первые два года ирано-иракский вооруженный конфликт прошел несколько стадий и в целом носил основные черты войны с решительными военно-политическими целями – нанесение полного военного поражения противнику и свержение противостоящего режима. Боевые действия приобрели широкомасштабный и бескомпромиссный характера. Они велись на фронте 650 км. Боевому воздействию подвергались не только войска противостоящих группировок, но и находящиеся на сравнительно большом удалении от линии фронта военные и военно-экономические объекты и административно-политические центры. Потери в течение только первых двух лет конфликта достигли значительных размеров – число только убитых с обеих сторон составило около 175 тыс. чел. Из строя было выведено более 3100 танков, 1800 орудий, 300 боевых самолетов.

Постепенное расширение масштабов конфликта и превращение его в затяжную войну на истощение оказали заметное воздействие на состояние вооруженных сил сторон, содержание, формы и способы вооруженной борьбы. В ходе конфликта в полной мере проявились военные возможности воющих сторон, их сильные и слабые стороны, По своим масштабам, напряжению и возможным последствиям конфликт превратился в важное военно-политическое событие, выходящее за рамки двусторонних отношений. Он оказывал существенное воздействие не только на обстановку в Ираке и Иране, но и на военно-политическую обстановку на Ближнем и Среднем Востоке в целом. От его хода и исхода во многом зависели прочность позиций правящих иракского и иранского режимов, состояние межарабских отношений, а также возможность вовлечения в конфликт других стран.

Ирано-иракские противоречия

В основе противоречий между Ираком и Ираном лежали территориальные разногласия, а также политическое и военное соперничество между ними за лидерство в зоне Персидского залива. После прихода в 1979 г. к власти в Иране мусульманского шиитского духовенства во главе с аятоллой Хомейни отрицательное воздействие на состояние отношений между двумя странами начал также оказывать религиозный фактор. В частности, иранское духовенство пыталось свергнуть правящий баасистский режим в Ираке путем экспорта в эту страну так называемой исламской революции. В дальнейшем предусматривалось создать в Ираке исламскую республику по иранскому образцу. Территориальные разногласия между Ираком и Ираном уходят корнями в далекое прошлое. Они состоят в неурегулированности вопросов начертания линии границы между двумя странами, особенно на пограничном участке реки Шатт-эль-Араб (персидское название реки – Арвандруд). В свою очередь, это обусловливало наличие спорных территорий и других сопутствующих территориальному спору проблем. К таковым можно отнести распределение вод пограничных рек, порядок регулирования выпаса скота в приграничной зоне, разграничение прибрежного шельфа, регулирование потоков паломников к святым местам мусульман в Ираке и Иране, проблему депортированных в разное время из Ирака до 70 тыс. иранцев и др.

Нынешняя территория Ирака в прошлом на протяжении почти четырехсот лет входила в состав Османской турецкой империи. Пограничная зона между империей и Ираном была заселена воинственными кочевыми племенами курдов, не признававшими ни султанской, ни шахской власти. Набеги курдов осуществлялись как на турецкую, так и на иранскую территорию, поскольку четкой фиксации линии прохождения границы не было. Пограничные конфликты продолжались практически в перманентном режиме.

В 1847 г. под нажимом и при посредничестве Великобритании и России Иран и Турция подписали новый договор, согласно которому линия границы между двумя странами на пограничном отрезке реки Шатт-эль-Араб устанавливалась по линии нижнего уровня воды по восточному (иранскому) берегу реки.

В качестве компенсации за согласие Ирана на такое прохождение линии границы за ним был закреплен город и порт Хорремшехр (арабское название – Махаммара), граница в районе которого устанавливалась по линии тальвега реки (т.е. линии, соединяющей самые низкие точки речной долины). Что касается сухопутной границы, то она по-прежнему была только описана, но оставалась недемаркированной.

В ноябре 1913 г. в Константинополе снова при посредничестве Великобритании и России был подписан турецко-иранский протокол по пограничным вопросам, в основу которого было положено содержание договора 1847 г. В соответствии с этим протоколом смешанная турецко-иранская комиссия в 1914 г. произвела демаркацию границы на всем ее протяжении.

В 1932 г. после получения Ираком независимости и выделения его из состава бывшей Османской империи Иран поднял вопрос о неравноправности заключенных им ранее с турками договоров и потребовал для себя равных прав на использование реки Шатт-эль-Араб.

В 1934 г. претензии Ирана рассматривались в Лиге Наций. При посредничестве этой организаций и под нажимом Великобритании, имевшей большие интересы в Ираке, 4 июля 1937 г. в Тегеране был подписан ирано-иракский договор о границе и протокол к договору. Иран и Ирак согласились считать действующими положения о границе, содержащиеся в протоколах 1913 и 1914 гг., с небольшим изменением начертания линии границы в районе города Абадана в пользу Ирана: граница здесь на протяжении 7 км была отодвинута до линии тальвега реки.

Договор 1937 г. давал Ираку ряд преимуществ. К ним относились: исключительные права на определение порядка судоходства по реке Шатт-эль-Араб, право на взимание пошлины с проходящих судов третьих стран и получение других прибылей от эксплуатации реки, прерогативу регламентации прохода военных судов, тогда как у Ирана единственным выходом к открытому морю являлся Шатт-эль-Араб.

После второй мировой войны в Ираке и Иране активизировалась деятельность международных нефтяных монополий. Резко возрос уровень добычи нефти, основные разведанные запасы которой находятся в районах, примыкающих к ирано-иракской границе. Значительно возросли также объемы вывоза нефти из Ирака и Ирана на внешние рынки и внешнеторговый оборот обеих стран. В этих условиях повысилось значение реки Шатт-эль-Араб, на которой размещался ряд важных портов и промышленных центров Ирака и Ирана.

Например, в Абадане бывшей англо-иранской нефтяной компанией был построен один из крупнейших в мире нефтеперерабатывающих комплексов (годовая мощность по переработке нефти – 37,5 млн. тонн), а через Хорремшехр шел основной поток грузов (до 75% в описываемый период), поступавших в Иран морским путем.

Однако и Ирак и Иран, входившие до 1958 г. в Багдадский пакт, воздерживались от возобновления территориального спора. Сдерживающее влияние в этом вопросе оказывали и международные нефтяные монополии, которые установили в послевоенный период фактически полный контроль над основными нефтеносными районами Ирака и Ирана.

Новый период обострения ирано-иракских отношений начался после свержения в 1958 г. в Ираке монархии и установления в этой стране республиканского строя. Бывший шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви увидел в политических изменениях, происшедших в Ираке, прямую угрозу для своего режима.

В этом его также активно убеждали США и Великобритания, которые к этому времени твердо обосновались в Иране, привязав его к себе прочными узами военной, экономической и политической зависимости. Ирак превратился для Ирана в главного противника в регионе. Вся политическая и военная деятельность шахского режима приобрела четко выраженную антииракскую направленность.

В частности, основная группировка иранских вооруженных сил (60% сухопутных войск и военно-воздушных сил, 100% военно-морских сил) была сосредоточена в западных, приграничных с Ираком, районах Ирана.

С конца 1950-х гг. на первый план в ирано-иракских отношениях вышли политические и идеологические противоречия. Они характеризовались активной подрывной деятельностью, включавшей ведение враждебной пропаганды, поддержку внутренней и внешней оппозиции правящим режимам, инспирирование антиправительственных выступлений национальных меньшинств, разжигание вражды на религиозной почве, организацию и проведение диверсионно-террористических акций в приграничной зоне, поддержание на границе обстановки военной напряженности и др.

На территории Ирака антишахской деятельностью занимались один из бывших начальников шахской службы безопасности САВАК Тимур Бахтияр, а также аятолла Хомейни, который был выслан из Ирана за организацию в 1963 г. антиправительственных выступлений. Хомейни провел в Ираке около 15 лет (с 1964 по 1978 г.) и был выслан из этой страны летом 1978 г. по требованию и под нажимом шаха Ирана.

На территории Ирака в 1974-1975 гг. очень активно функционировала антишахская радиостанция Народной партии Ирана "Голос патриотов родины". В Ираке в описываемый период действовали политические организации арабских сепаратистов Хузестана (Фронт освобождения Арабестана, Фронт освобождения Ахваза и др.), ставящие своей целью отторжение от Ирана провинции Хузестан и образование на ее территории самостоятельного государства.

Иран, в свою очередь, осуществлял против Ирака подрывные акции, наиболее значительной из которых являлась поддержка шахским режимом возглавлявшейся Мустафой Барзани вооруженной борьбы иракских курдов за автономию.

Наибольшую остроту ирано-иракские разногласия приобрели после 1968 г., когда к власти в Ираке пришел баасистский режим, который выступил с претензиями на лидерство в зоне Персидского залива и пошел на развитие политического и военного сотрудничества с Советским Союзом.

Иран, превратившись к тому времени в одного из активнейших участников военно-политического блока СЕНТО, взяв курс на развитие всестороннего военного сотрудничества с США и Великобританией и опираясь на их поддержку, решил усилить политическое и военное давление на Ирак.

При этом большую роль в принятии такого решения сыграло стремление самого Ирана играть роль доминирующей в экономическом и военном отношении страны в зоне Персидского залива. Иран вновь поставил вопрос о пересмотре границы между двумя странами и денонсировал договор 1937 г., что вызвало резкое обострение отношений между Тегераном и Багдадом.

В ответ на иранскую акцию Ирак предпринял ряд политических маневров, стремясь при этом заручиться поддержкой арабских стран. Когда Иран 31 декабря 1971 г. занял своими войсками три острова в Ормузском проливе (Большой Томб, Малый Томб, Абу-Муса), Ирак в своем стремлении восстановить против шахского режима арабские страны залива, пошел на разрыв дипломатических отношений с Тегераном и провел ряд военных демонстраций на границе.

Действия Ирака не получили ожидавшейся поддержки со стороны арабских стран Персидского залива, и он был вынужден в октябре 1973 г. под предлогом оказания военной поддержки Сирии и Иордании в войне против Израиля заявить о восстановлении дипломатических отношений с Ираном.

Однако ожидавшегося улучшения отношений между двумя странами не произошло. Более того, практически сразу же после окончания арабо-израильской войны 1973 г. на ирано-иракской границе создалась исключительно острая обстановка. Практически на всем протяжении границы происходили военные инциденты различного масштаба. В июле 1974 г. противоречия обострились до предела. Стороны оказались практически на грани войны.

В этот период особый накал приобрело идеологическое противоборство сторон. Ирак под предлогом борьбы с иранской пятой колонной депортировал в Иран до 70 тыс. проживавших на иракской территории иранцев, отказав им при этом в компенсации материального ущерба. Иран, в свою очередь, оказывал широкую военную помощь курдским отрядам Мустафы Барзани, вплоть до посылки в Иракский Курдистан отдельных своих воинских подразделений.

Поддержка шахским режимом иракских курдов оказывала стабилизирующее воздействие на обстановку в Иранском Курдистане, что тоже имело важное значение для иранских правящих кругов.

В период с ноября 1973 по март 1975 г. на ирано-иракской границе были зарегистрированы сотни пограничных инцидентов.

В этой конфронтации стороны зашли в тупик. Ее продолжение начало противоречить их интересам. Это заставило их поначалу искать выход из создавшегося положения на путях политического урегулирования. В частности, Ирак стал отказываться от пересмотра пограничного договора 1937 г. и приостановил антишахскую пропаганду на Иран.

Последнее имело немаловажное значение для шаха, поскольку к этому времени Иран вступил в полосу резкого обострения внутренних социально-экономических и политических противоречий, приведших тремя годами позже к созданию в стране революционной ситуации и свержению шахского режима. В этих условиях целенаправленная антишахская пропаганда на Иран, проводившаяся с территории Ирака, была весьма эффективной.

В марте 1975 г. в Алжире при посредничестве покойного президента Х. Бумедьена состоялась встреча между бывшим шахом и заместителем председателя Совета революционного командования Ирака Саддамом Хусейном, в ходе которой было подписано соглашение об урегулировании ирано-иракских разногласий.

Ирак согласился на установление границы между двумя странами на реке Шатт-эль-Араб по линии тальвега и политическое урегулирование других спорных проблем. Иран прекратил поддержку отрядов Мустафы Барзани, вследствие чего сопротивление иракских курдов правительственным войскам резко ослабло.

Главная   Следующая



Категория: Политика | Добавил: INK_495 (26.12.2007) | Автор: Колесников Никита E
Просмотров: 3243 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]